Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Области и города Италии
Государства на территории Италии
Географический справочник по Италии
 
Афоризмы великих итальянцев
Тот, кто не способен бросить вызов ненависти и стать выше насмешек, никогда не совершит ничего великого.
Граф (Graf) Артуро

Кто никогда не страдал, тот недостоин благополучия.
Фосколо (Foscolo) Уго

Не все могут обладать равным совершенством, одним оно дано в большей, другим в меньшей мере. Если уничтожить это неравенство, род человеческий либо погибнет, либо будет лишен совершенства.
Помпонацци (Pomponazzi) Пьетро
 
Персоналии
Пачино (Pacino) Аль (настоящее имя Альберто) (р. 1940), американский актер. По происхождению итальянец. Изучал мастерство в нью-йоркской Актерской студии. С конца 1960-х годов работал в театрах. Дебютировал в кино в 1969 году. Обладает блестящим даром перевоплощения («Алиса здесь больше не живет», 1974; «После работы», 1984), играя и глубоко гуманных, и беспредельно жестоких героев. Успех принесли ему фильмы Дж. Шацберга «Паника в Нидл-парке» (1971) и «Пугало» (1973), а исполнение роли Майкла Корлеоне в «Крестном отце» Ф. Ф. Копполы обеспечило славу на десятилетия. В 1992-м получил премию «Оскар» за роль слепого полковника в фильме М. Бреста «Аромат женщины».

Кальцабиджи (Calzabigi) Раньери де (1714—1795), итальянский либреттист. Сотрудничал с К. В. Глюком и балетмейстером Г. Анджолини в осуществлении оперной и балетной реформ. Либретто опер Глюка «Орфей и Эвридика» (1762), «Альцеста»(1768)и др.
 
Области и города Италии. Венеция (Venezia)

1  2  3

В 1797 году, в ходе войны между Французской республикой и Австрийской империей, Венеция была оккупирована французскими войсками Наполеона Бонапарта. Согласно условиям Кампоформийского мирного договора 1797 года между Францией и Австрией, почти вся территория Венецианской республики была передана Австрии. По Пресбургскому договору 1805 года Венеция и Венецианская область были отобраны Наполеоном у Австрии и присоединены к созданному им Итальянскому королевству. После крушения империи Наполеона Венский конгресс (1814—1815) вновь передал Венецию Австрии. 17 марта 1848 года в Венеции вспыхнуло народное восстание против австрийского господства. Народное собрание Венецианской республики приняло решение о присоединении к Пьемонту. С мая по август 1849 года Венеция стойко выдерживала осаду австрийских войск, однако 22 августа вынуждена была капитулировать. В 1866 году, после поражения Австрии в войне с Пруссией и Италией, Венеция вошла в состав объединенного Итальянского королевства.

В конце XIX — начале XX века Венеция превратилась в крупный промышленный центр. В годы диктатуры Муссолини Венеция — один из центров подпольной антифашистской борьбы. Крах режима Муссолини в июне 1943 года вызвал в Венеции мощные антифашистские демонстрации. После капитуляции Италии в сентябре 1943 года она была занята гитлеровскими войсками. 29 апреля 1945 года Венеция была освобождена от немецких войск восставшими итальянскими патриотами.

Венеция живописно расположена на 118 островах, разделенных 150 каналами с 400 мостами. Своеобразный архитектурный облик Венеции складывался на протяжении многих веков ее экономического и политического могущества и интенсивной художественной жизни. В X веке на месте более древней церкви было начато строительство собора Святого Марка (Basilica di San Marco) — самого замечательного архитектурного памятника Венеции. Собор (представляющий собой пятикупольное центрическое здание) украшают разнообразные колонны, рельефы, древнеримская квадрига, статуи работы братьев Пьера-Паоло и Якобелло далле Мазенье, Якопо Сансовино (1486—1570) и других мастеров. В интерьере собора — картины венецианских мастеров XII—XV веков. Стены, купол, арки собора покрыты мозаиками XII—XVI веков. Собор Сан-Марко отличается характерными для архитектуры Венеции пышностью и нарядностью, преобладанием декоративности и живописности над строгостью и логичностью конструкции.

Площадь перед собором Сан-Марко, обрамленная с двух сторон продолговатыми зданиями Старых Прокураций (XV—XVI вв.) и Новых Прокураций (XVI—XVII вв.), образует единый архитектурный ансамбль — центр Венеции. Это — знаменитая Пьяцца Сан-Марко (Piazza San Marco). На площади неподалеку от собора стоит башня Оролоджо (Torre dell'Orologio, конец XV века, архитектор Мауро Кодусси (ок. 1430—1504)). К Пьяцца Сан-Марко примыкает еще одна площадь — Пьяццетта (Piazzetta), открытая в сторону лагуны. По ее сторонам — библиотека Сан-Марко (1536— 1554, архитектор Я. Сансовино; завершена в 1583) и Дворец дожей. Строительство Дворца дожей (Palazzo Ducale) велось с IX века, а особенно интенсивно в течение XIV—XV веков. Дворец — уникальное здание, в котором черты средневековой архитектуры сочетаются с типичной венецианской декоративностью. С востока к дворцу примыкает знаменитый мост Вздохов (Ponte dei Sospiri, 1600), соединяющий дворец со зданием тюрьмы (1560—1614). К северу расположена Пьяцца Санти-Джованни э Паоло (Piazza Santi Giovanni е Paolo, 1246—1430) с одноименной готической церковью, зданием религиозного братства Скуола Гранде ди Сан-Марко (Scuola Grande di San Marco, 1488—1490) и конным памятником кондотьеру Коллеони.

Наибольшее количество архитектурных памятников Венеции, определивших ее облик, относится ко времени наивысшего расцвета города. В XV веке здесь работал выдающийся итальянский архитектор и скульптор эпохи раннего Возрождения Пьетро Ломбардо (ок. 1435—1515). Постройки Ломбардо отличаются праздничной легкостью, живописным изяществом, применением цветных мраморов и богатством скульптурного декора. Самые известные работы мастера: церковь Санта-Мария деи Мираколи (Santa Maria dei Miracoli, 1481—1489), Палаццо Вендрамин-Калерджи (Palazzo Vendramin-Calergi, 1504— 1509), здание религиозного братства Скуола ди Сан-Марко (Scuola di San Marco).

В XV веке сложился характерный для Венеции тип здания — палаццо. Вдоль берегов главной магистрали Венеции — Большого канала (Canal Grande) — была создана целая цепь роскошных дворцов: Ка' д'Оро (Са d'Oro), Фоскари (Palazzo Foscari), Пизани (Palazzo Pisani), Барбаро (Palazzo Barbara) и др. Они отличаются нарядностью, живописностью, декоративностью и красочностью отделки. Отражение украшенных инкрустациями из цветных мраморов, мозаиками и позолотой фасадов в воде канала создает незабываемый эффект, типичный для архитектуры Венеции — города, построенного на островах. Дворцы, возведенные в конце XV — начале XVI века (Palazzo Corner-Spinelli, Palazzo Doria, Palazzo dei Camerlenghi), приобрели особенности зодчества Высокого Возрождения: простоту архитектурного образа, строгость, меньшую декоративность. Вид Большого канала дополняется многочисленными живописно перекинутыми через канал мостами, самый замечательный из которых — мост Риальто (Ponte di Rial-to) — шедевр архитектуры венецианского Возрождения XVI века.

Лоджетта (Loggetta), построенная в XVI веке архитектором Я. Сансовино, органически вписалась в архитектурный комплекс Венеции. Самое значительное из зданий, построенных в XVII веке, — церковь Санта-Мария делла Салюте (Santa Maria della Salute). В облике города выделяется величественное произведение знаменитого итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио (1508—1580) — церковь Сан-Джорджо Маджоре (San Giorgio Maggiore, 1565— 1580), сооруженная на острове Сан-Джорджо. По его же проекту на соседнем острове Джудекка по случаю избавления Венеции от эпидемии чумы построена церковь Иль Реденторе (II Redentore, 1567—1592). На небольшом острове Сан-Микеле расположена ренессансная церковь Сан-Микеле ин Изола (San Michele in Isola, 1469, архитектор Maypo Кодусси). Близ церкви — знаменитое кладбище, где среди других знаменитостей покоятся И. Стравинский, С. Дягилев, И. Бродский.

Скульптура Венеции тесно связана с архитектурным обликом города и отличается декоративным характером. Большинство скульптурных произведений создано Пьетро Ломбарде совместно с сыновьями Туллио Ломбарде (ок. 1455— 1532) и Антонио Ломбардо (ок. 1458 — ок. 1516), в том числе надгробие (1476—1481) на могиле дожа Пьетро Мочениго в церкви Санти-Джованни э Паоло. Среди других выдающихся произведений скульптуры Венеции — памятник дожу Ник-коло Трону в церкви Санта-Мария деи Фрари (Santa Maria dei Frari), статуи Адама и Евы во Дворце дожей (скульптор Антонио Риццо (ок. 1430—1499)), рельефы и статуи Я. Сансовино на фасаде Лоджетты, конная статуя (1479—1488) кондотьера Коллеони, работы знаменитого итальянского скульптора Андреа Верроккьо (1435—1488).

Нельзя не сказать несколько слов о знаменитом венецианском Арсенале. Его строительство было начато в 1104 году по приказу дожа Орделаффо Фальера в восточной части города. Арсенал быстро разросся и в настоящее время занимает приблизительно 5% территории Венеции. Венецианский Арсенал — свидетель девяти веков истории города — возвышения, расцвета и упадка Венецианской республики. Венецию невозможно представить без ее Арсенала, ведь только благодаря его потрясающим производственным мощностям город мог отражать атаки своих многочисленных врагов. Здесь строились корабли, изготавливалось оружие. Мастера работали в нечеловеческих условиях ради процветания родного города. Не случайно великий Данте (1265—1321) описание одного из кругов ада «списал» с Арсенала. Три века спустя здесь работал выдающийся итальянский ученый Галилео Галилей (1564— 1642). По отзыву Галилея, Арсенал с его верфями и мастерскими служил «обширным полем для размышления пытливых умов», где наблюдения над механизмами способствовали «приобретению больших познаний и остроте рассуждений».

Венецианская школа живописи — одна из богатейших в Италии. Наибольший расцвет она пережила в эпоху Возрождения, когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торговым центром Средиземноморья. Для венецианской школы характерно преобладание живописного начала, совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита.

Венецианскую живопись XIV века отличают декоративная орнаментальность, праздничная звучность красок, переплетение готических и византийских традиций (Лоренцо и Паоло Венециано). В середине XV века в живописи венецианской школы возникают ренессансные тенденции, усиленные флорентийским влиянием. В произведениях мастеров раннего венецианского Возрождения (братья Виварини, Якопо Беллини (ок. 1400—1470) и Джентиле Беллини (ок. 1429—1507), Карло Кривелли (ок. 1430 — ок. 1495), Витторе Карпаччо (ок. 1455 — ок. 1526) и др.) нарастает светское начало, усиливается стремление к реалистической передаче пространства и объема. Традиционные религиозные сюжеты трактуются как подробные рассказы о красочной повседневной жизни Венеции. Творчество Джованни Беллини (ок. 1430—1516) подготовило переход к искусству Высокого Возрождения. Наивная повествова-тельность уступила место стремлению к созданию обобщенной картины мира, в которой человек существует в естественной гармонии с одухотворенной жизнью природы — картины «Мадонна с деревцами» (1487, галерея Академии, Венеция), «Мадонна на троне в окружении святых» (1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция).

1  2  3