Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Области и города Италии
Государства на территории Италии
Географический справочник по Италии
 
Афоризмы великих итальянцев
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств.
Патрици (Patrizi) Франческо

У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии.
Леопарди (Leopardi) Джакомо
 
Персоналии
Монтанелли (Montanelli) Джузеппе (1813— 1862), во время революции 1848— 1849 годов в Италии глава революционного правительства Тосканы.

Браманте (Bramante) Донато (1444—1514), итальянский архитектор. Представитель Высокого Возрождения. Работал в Милане (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро, 1479—1483), в Риме («Темпьетто», 1502— 1503; дворы Ватикана, с 1503; проект собора Св. Петра, между 1506—1514). Гармоничные, цельные, смелые по пространственной композиции постройки.
 
Области и города Италии. Венеция (Venezia)

1  2  3

В 1797 году, в ходе войны между Французской республикой и Австрийской империей, Венеция была оккупирована французскими войсками Наполеона Бонапарта. Согласно условиям Кампоформийского мирного договора 1797 года между Францией и Австрией, почти вся территория Венецианской республики была передана Австрии. По Пресбургскому договору 1805 года Венеция и Венецианская область были отобраны Наполеоном у Австрии и присоединены к созданному им Итальянскому королевству. После крушения империи Наполеона Венский конгресс (1814—1815) вновь передал Венецию Австрии. 17 марта 1848 года в Венеции вспыхнуло народное восстание против австрийского господства. Народное собрание Венецианской республики приняло решение о присоединении к Пьемонту. С мая по август 1849 года Венеция стойко выдерживала осаду австрийских войск, однако 22 августа вынуждена была капитулировать. В 1866 году, после поражения Австрии в войне с Пруссией и Италией, Венеция вошла в состав объединенного Итальянского королевства.

В конце XIX — начале XX века Венеция превратилась в крупный промышленный центр. В годы диктатуры Муссолини Венеция — один из центров подпольной антифашистской борьбы. Крах режима Муссолини в июне 1943 года вызвал в Венеции мощные антифашистские демонстрации. После капитуляции Италии в сентябре 1943 года она была занята гитлеровскими войсками. 29 апреля 1945 года Венеция была освобождена от немецких войск восставшими итальянскими патриотами.

Венеция живописно расположена на 118 островах, разделенных 150 каналами с 400 мостами. Своеобразный архитектурный облик Венеции складывался на протяжении многих веков ее экономического и политического могущества и интенсивной художественной жизни. В X веке на месте более древней церкви было начато строительство собора Святого Марка (Basilica di San Marco) — самого замечательного архитектурного памятника Венеции. Собор (представляющий собой пятикупольное центрическое здание) украшают разнообразные колонны, рельефы, древнеримская квадрига, статуи работы братьев Пьера-Паоло и Якобелло далле Мазенье, Якопо Сансовино (1486—1570) и других мастеров. В интерьере собора — картины венецианских мастеров XII—XV веков. Стены, купол, арки собора покрыты мозаиками XII—XVI веков. Собор Сан-Марко отличается характерными для архитектуры Венеции пышностью и нарядностью, преобладанием декоративности и живописности над строгостью и логичностью конструкции.

Площадь перед собором Сан-Марко, обрамленная с двух сторон продолговатыми зданиями Старых Прокураций (XV—XVI вв.) и Новых Прокураций (XVI—XVII вв.), образует единый архитектурный ансамбль — центр Венеции. Это — знаменитая Пьяцца Сан-Марко (Piazza San Marco). На площади неподалеку от собора стоит башня Оролоджо (Torre dell'Orologio, конец XV века, архитектор Мауро Кодусси (ок. 1430—1504)). К Пьяцца Сан-Марко примыкает еще одна площадь — Пьяццетта (Piazzetta), открытая в сторону лагуны. По ее сторонам — библиотека Сан-Марко (1536— 1554, архитектор Я. Сансовино; завершена в 1583) и Дворец дожей. Строительство Дворца дожей (Palazzo Ducale) велось с IX века, а особенно интенсивно в течение XIV—XV веков. Дворец — уникальное здание, в котором черты средневековой архитектуры сочетаются с типичной венецианской декоративностью. С востока к дворцу примыкает знаменитый мост Вздохов (Ponte dei Sospiri, 1600), соединяющий дворец со зданием тюрьмы (1560—1614). К северу расположена Пьяцца Санти-Джованни э Паоло (Piazza Santi Giovanni е Paolo, 1246—1430) с одноименной готической церковью, зданием религиозного братства Скуола Гранде ди Сан-Марко (Scuola Grande di San Marco, 1488—1490) и конным памятником кондотьеру Коллеони.

Наибольшее количество архитектурных памятников Венеции, определивших ее облик, относится ко времени наивысшего расцвета города. В XV веке здесь работал выдающийся итальянский архитектор и скульптор эпохи раннего Возрождения Пьетро Ломбардо (ок. 1435—1515). Постройки Ломбардо отличаются праздничной легкостью, живописным изяществом, применением цветных мраморов и богатством скульптурного декора. Самые известные работы мастера: церковь Санта-Мария деи Мираколи (Santa Maria dei Miracoli, 1481—1489), Палаццо Вендрамин-Калерджи (Palazzo Vendramin-Calergi, 1504— 1509), здание религиозного братства Скуола ди Сан-Марко (Scuola di San Marco).

В XV веке сложился характерный для Венеции тип здания — палаццо. Вдоль берегов главной магистрали Венеции — Большого канала (Canal Grande) — была создана целая цепь роскошных дворцов: Ка' д'Оро (Са d'Oro), Фоскари (Palazzo Foscari), Пизани (Palazzo Pisani), Барбаро (Palazzo Barbara) и др. Они отличаются нарядностью, живописностью, декоративностью и красочностью отделки. Отражение украшенных инкрустациями из цветных мраморов, мозаиками и позолотой фасадов в воде канала создает незабываемый эффект, типичный для архитектуры Венеции — города, построенного на островах. Дворцы, возведенные в конце XV — начале XVI века (Palazzo Corner-Spinelli, Palazzo Doria, Palazzo dei Camerlenghi), приобрели особенности зодчества Высокого Возрождения: простоту архитектурного образа, строгость, меньшую декоративность. Вид Большого канала дополняется многочисленными живописно перекинутыми через канал мостами, самый замечательный из которых — мост Риальто (Ponte di Rial-to) — шедевр архитектуры венецианского Возрождения XVI века.

Лоджетта (Loggetta), построенная в XVI веке архитектором Я. Сансовино, органически вписалась в архитектурный комплекс Венеции. Самое значительное из зданий, построенных в XVII веке, — церковь Санта-Мария делла Салюте (Santa Maria della Salute). В облике города выделяется величественное произведение знаменитого итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио (1508—1580) — церковь Сан-Джорджо Маджоре (San Giorgio Maggiore, 1565— 1580), сооруженная на острове Сан-Джорджо. По его же проекту на соседнем острове Джудекка по случаю избавления Венеции от эпидемии чумы построена церковь Иль Реденторе (II Redentore, 1567—1592). На небольшом острове Сан-Микеле расположена ренессансная церковь Сан-Микеле ин Изола (San Michele in Isola, 1469, архитектор Maypo Кодусси). Близ церкви — знаменитое кладбище, где среди других знаменитостей покоятся И. Стравинский, С. Дягилев, И. Бродский.

Скульптура Венеции тесно связана с архитектурным обликом города и отличается декоративным характером. Большинство скульптурных произведений создано Пьетро Ломбарде совместно с сыновьями Туллио Ломбарде (ок. 1455— 1532) и Антонио Ломбардо (ок. 1458 — ок. 1516), в том числе надгробие (1476—1481) на могиле дожа Пьетро Мочениго в церкви Санти-Джованни э Паоло. Среди других выдающихся произведений скульптуры Венеции — памятник дожу Ник-коло Трону в церкви Санта-Мария деи Фрари (Santa Maria dei Frari), статуи Адама и Евы во Дворце дожей (скульптор Антонио Риццо (ок. 1430—1499)), рельефы и статуи Я. Сансовино на фасаде Лоджетты, конная статуя (1479—1488) кондотьера Коллеони, работы знаменитого итальянского скульптора Андреа Верроккьо (1435—1488).

Нельзя не сказать несколько слов о знаменитом венецианском Арсенале. Его строительство было начато в 1104 году по приказу дожа Орделаффо Фальера в восточной части города. Арсенал быстро разросся и в настоящее время занимает приблизительно 5% территории Венеции. Венецианский Арсенал — свидетель девяти веков истории города — возвышения, расцвета и упадка Венецианской республики. Венецию невозможно представить без ее Арсенала, ведь только благодаря его потрясающим производственным мощностям город мог отражать атаки своих многочисленных врагов. Здесь строились корабли, изготавливалось оружие. Мастера работали в нечеловеческих условиях ради процветания родного города. Не случайно великий Данте (1265—1321) описание одного из кругов ада «списал» с Арсенала. Три века спустя здесь работал выдающийся итальянский ученый Галилео Галилей (1564— 1642). По отзыву Галилея, Арсенал с его верфями и мастерскими служил «обширным полем для размышления пытливых умов», где наблюдения над механизмами способствовали «приобретению больших познаний и остроте рассуждений».

Венецианская школа живописи — одна из богатейших в Италии. Наибольший расцвет она пережила в эпоху Возрождения, когда Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торговым центром Средиземноморья. Для венецианской школы характерно преобладание живописного начала, совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита.

Венецианскую живопись XIV века отличают декоративная орнаментальность, праздничная звучность красок, переплетение готических и византийских традиций (Лоренцо и Паоло Венециано). В середине XV века в живописи венецианской школы возникают ренессансные тенденции, усиленные флорентийским влиянием. В произведениях мастеров раннего венецианского Возрождения (братья Виварини, Якопо Беллини (ок. 1400—1470) и Джентиле Беллини (ок. 1429—1507), Карло Кривелли (ок. 1430 — ок. 1495), Витторе Карпаччо (ок. 1455 — ок. 1526) и др.) нарастает светское начало, усиливается стремление к реалистической передаче пространства и объема. Традиционные религиозные сюжеты трактуются как подробные рассказы о красочной повседневной жизни Венеции. Творчество Джованни Беллини (ок. 1430—1516) подготовило переход к искусству Высокого Возрождения. Наивная повествова-тельность уступила место стремлению к созданию обобщенной картины мира, в которой человек существует в естественной гармонии с одухотворенной жизнью природы — картины «Мадонна с деревцами» (1487, галерея Академии, Венеция), «Мадонна на троне в окружении святых» (1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция).

1  2  3