Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Географический очерк. Природа Италии
Государственное и политическое устройство
 
Афоризмы великих итальянцев
 Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Истина была единственной дочерью времени.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно — немногие.
Галилей (Galilei) Галилео 
 
Персоналии
Сегре (Segre) Эмилио (1905—1989), физик-экспериментатор. Родился в Италии, с 1938 года в США. Открыл первый искусственный элемент технеций (1937), астат и плутоний-239 (1941), а также антипротон (1955). Нобелевская премия по физике, 1959 год.

Маратта (Maratta) Карло (1625—1713), итальянский скульптор позднего барокко. Сторонник высокого стиля Рафаэля и Карраччи. Был также знаменит как художник-портретист, живописи учился у Андреа Сакки.
 
Государственное и политическое устройство

1  2

Государственное устройство Итальянской Республики (Repubblica Italiana) определяется Конституцией, принятой 22 декабря 1947 года. Конституция практически без поправок действует до настоящего времени и считается одной из самых демократических в мире.

Согласно Конституции Италии высшим органом законодательной власти в стране является парламент (Parlamento), состоящий из двух палат — палаты депутатов (Camera dei Deputati) и сената республики (Senato della Repubblica). Палата депутатов насчитывает 630 человек. Депутатом может быть избран любой гражданин республики, достигший возраста 25 лет. Сенат республики насчитывает 323 сенатора (из них несколько человек избраны в сенат пожизненно). Сенатором может стать гражданин, достигший возраста 40 лет. Согласно итальянским законам право избирать в палату депутатов имеют все граждане, достигшие возраста 18 лет, а в сенат — 25 лет.

Парламент избирается сроком на пять лет. В Италии при избрании обеих палат парламента действует пропорциональная избирательная система.

Палаты наделены большими полномочиями: принимают законы, утверждают государственный бюджет, ратифицируют международные договоры и т. д. Руководящие органы палат — бюро. Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет. Для образования партийных фракций в палате депутатов требуется желание не менее 20 ее членов, допускается создание фракций и из меньшего числа при соблюдении партией ряда требований на выборах. В сенате партийные фракции должны состоять из 10 сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий.

В палатах образуются постоянные комиссии (в каждой по 14), профиль которых повторяет компетенцию соответствующих министерств. Заседания палат носят публичный характер, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания по просьбе правительства, председателя партийной фракции или группы депутатов.

Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей в количестве не менее 50 тысяч человек — народная инициатива. В то же время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. То есть законопроект, представленный областным советом, может касаться только данной области, избиратели не могут вносить проекты в сферах, зарезервированных за правительством, и т. д. Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия комиссиям. Парламент также может делегировать правительству свои законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих в конституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации международных договоров.

Следует также отметить зависимость правительства от парламента, оно несет коллективную ответственность перед любой палатой парламента и должно получить доверие обеих палат. В международной сфере итальянский парламент ратифицирует договоры с другими государствами, объявляет войну. В судебной — назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.

Глава государства — президент, избираемый сроком на 7 лет парламентом и делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.

В отношениях с парламентом он осуществляет следующие полномочия: направляет палатам послания; назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания; разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе правительства; промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения; может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата.

В предусмотренных Конституцией случаях президент назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом, — государственных должностных лиц.

Президент является главнокомандующим Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.

В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в помиловании и смягчении наказаний.

Президент жалует знаки отличия республики.

Никакой акт президента не действителен без контрасигнатуры предложившего его министра, который и принимает на себя за этот акт ответственность.

Президентом может быть избран гражданин, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами.

Президент избирается парламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют также по три делегата от каждой области, которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Данная процедура в условиях парламентской многопартийности — результат компромисса политических партий по поводу конкретной кандидатуры.

1  2