Венецианский дворец. Гравюра на дереве. Из книги: С. Серлио «RegoliGeneralidi Architettura», Венеция, 1537
В Венеции есть только один дворец —Дворец дожей. Все другие палаццо на венецианском наречии называют просто «Са'», что является сокращенной формой от «casa» (дом). Архитектор Себастиа-но Серлио (около 1475— 1554)дал описание типичных архитектурных форм венецианских дворцов, вызывавших восхищение у дворянства, славившегося своей скромностью. На самом деле в Венеции по сравнению с другими крупными городами Италии — Римом, Миланом и Флоренцией — находится множество не слишком больших, но богато отделанных жилых домов, имеющих похожую конструкцию, сформировавшуюся не позднее XIII в.
По фасаду можно сделать выводы о распределении комнат внутри дома. На втором этаже, «пиано нобиле», расположены парадные комнаты, где принимали гостей или собирались на праздники. Замкнутый ряд широких окон обрамляет самую большую комнату — «зала» или «портего», выходящую на канал.
С a' da Mosto, старейшее палаццо на Canal Grande (надстроено в XVII в.)
С a' da Mosto (фрагмент ); нижние два этажа относятся к позднему XII или раннему XIII в.
В некоторых дворцах такая же комната, но меньшего масштаба, располагалась на третьем этаже. Она также выделялась несколькими окнами, расположенными вплотную друг к другу. По сторонам их замыкали более узкие жилые помещения, которые легко угадывались на фасаде постройки по пролетам, зажатым между центральными окнами. За счет этого возникает характерный ритм венецианского фасада. Иногда на нем можно увидеть ряды окон, расположенных между первым и вторым этажами либо непосредственно под крышей. Это так называемые мезонины, полуэтажи. В них размещались кладовки, комнаты для прислуги, а также легко отапливаемые зимние квартиры или бюро.
Палаццо Bembo на Canal Grande. Типичный фасад XV в. Отдельные элементы дворца более старого происхождения
Время строительства дворца также можно определить по его внешнему виду. Фасад самых древних зданий гладко оштукатурен либо выложен из кирпича и высоких, зачастую вычурных арок, обрамленных, как правило, плетеным орнаментом. Некоторые из этих очень древних фасадов украшены так называемым «patere», дощечками с небольшим рельефом, первоначально пришедшим из Византии. В эпоху готики, в XIV в., определяющим элементом становится стрельчатая арка. Зачастую она встречается в специфически венецианском варианте килевидной арки, или «ослиной спины», которая в самом деле напоминает киль судна или спину осла. Некоторые исследователи полагают, что эта форма также возникла под влиянием Востока. Завершением готического фасада дворца становится ажурный орнамент. В конце XV в. возникают инкрустации из дорогих камней, повторяющие образы XIII в. С XVI в. окончательно оформляется композиция из колонн и облицовка зданий из природных камней, которая, тем не менее, могла состоять не из настоящих камней (рустовка), но быть просто нарисованной. В образе Венеции разрисовка фасадов играла большую роль. От этих богатых живописных украшений до нас не дошло почти ничего.
Схема дворца с характерным для него распределением комнат применялась и в более скромных зданиях. Даже в небольших, двухэтажных домах главные жилые комнаты располагались на втором этаже, с рядами широких окон в центре. Почти все здания сооружались на сваях, которые вбивали в прочный грунт сквозь воду и ил. Поэтому строительные материалы должны были быть предельно легкими.
Ажурная готическая резьба Ca'Foscari (фрагмент). В середине XV в. фасад оформлен по образцу Дворца дожей
Палаццо Dario на Canal Grande. 2-я пол. XV в.
Это распространялось не только на дворцы и частные дома.
Особый интерес представляют многочисленные общие жилые комплексы, которые возводились не только частными лицами, но и скуолами и другими учреждениями. Многие жилища подобного рода бесплатно предоставлялись в распоряжение нуждающимся или сдавались в аренду. Эти постройки группировались, как правило, вокруг общего внутреннего двора, и на ночь их закрывали. В каждую из квартир был, как правило, собственный вход. Даже если они были очень маленькими и располагались на третьем или четвертом этажах, общий коридор, как правило, отсутствовал. До нас дошли многие из этих жилых строений прошлых веков. Эти прообразы социального жилья до сих пор поражают нас умелым распределением комнат и относительно высоким качеством квартир.
Палаццо Dolfin-Manin на Canal Grande. Построено по проекту Якопо Сансовино в 1536—1545 гг.
Marinarezza, поселок для рабочих Арсенала в замке XV в. (здание расширено в XVII в.)