
Тридцатитрехлетний Бальдассарре Лонгена, став победителем конкурса, получил заказ на сооружение церкви в честь Божьей Матери в знак благодарности за окончание эпидемии чумы 1629—1630 гг. В 1687 г. она была освящена. Центрическое здание с высоко возвышающимся куполом — важный акцент в панораме города на фоне Дворца дожей и пьяццетты. Особо значительным здание выглядит, если приближаешься к площади Сан Марко со стороны восточного водного пути, когда открывается вид на Дворец дожей, остров Сан Джорджо и Санта Мария делла Салюте. Мощные спиралевидные волюты, соединяющие высокий этаж с куполом, придают церкви неповторимый вид. Интерьер церкви организован строже, чем внешнее убранство, восхищающее своими сложными формами. Перекрытое куполом большое пространство окружено капеллами, которые выделяются снаружи двухэтажными портиками.
Тициан. Сошествие Святого Духа на апостолов. 1545.
X., м., 570x260
Картина «Сошествие Святого Духа на апостолов », как и пять других шедевров Тициана, перевезенных в церковь Санта Мария делла Салюте, взята из монастыря Санто Спирито ин Изола, прекратившего свое существование в XVII в.
Тициан. Святой Марк в окружении святых Козьмы (Космы), Дамиана, Роха и Себастьяна. 1510
Х.,м„218x149
Эта картина также была посвящена окончанию эпидемии чумы и предназначалась для руководителей хора монахов-авгус-тинцев монастыря Санто Спирито ин Изо-ла. Это одно из самых ранних произведений Тициана, датируемое годом окончания эпидемии чумы — 1510 г. Объемные фигуры в тяжелых светящихся одеждах напоминают стиль учителя Тициана Джованни Беллини. Однако обнаженная фигура Себастьяна с виртуозно выписанным белым платком свидетельствует уже о настоящем мастерстве молодого художника. Ему удалось талантливо изобразить сцену мольбы к св. Марку о спасении от чумы. Перед св. Марком, слева от него, находятся два святых врача Козьма и Дамиан. Стоящий на переднем плане молитвенно обращает свой взгляд к покровителю города Марку, возвышающемуся на троне. Оба врача показывают руками на чумную рану на ноге св. Роха, стоящего справа. Рох и пронзенный стрелами Себастьян являются важнейшими святыми — защитниками от чумы.
Тициан. Жертвоприношение Авраама. 1542-1544
X., м., 328x282
Сцена жертвоприношения была частью богатой резной декорации на потолке и первоначально также находилась в монастыре Санто Спирито ин Изола. Сам потолок, сделанный по чертежам Якопо Сансовино, до нас не дошел. Лишь картины на холсте кисти Тициана были перенесены в 1656 г. в ризницу церкви Санта Мария делла Салюте. Помимо жертвоприношения Авраама на них изображены Каин и Авель, а также Давид и Голиаф. Частями единой композиции являются также восемь небольших круглых картин с изображениями четырех евангелистов и четырех Отцов церкви. Уже современники восхищались удачной проработкой заднего плана.
Тициан усложнил изображение, придав фигурам сильное движение, ритму которого идеально соответствуют резкие сокращения перспективы. Начиная со Средневековья «жертвоприношение Авраама» считается так называемым провозвестием, пророчеством Ветхого Завета о жертвенной смерти Христа. Тициан изображает кульминационный момент этой сцены. Мальчик Исаак уже с готовностью склонил свою голову на алтарь. Отец Авраам тяжелой рукой нагибает голову сына, в другой руке он держит нож. На лице ребенка нет страха. Так же, как отец доверяет Богу, он доверяет своему отцу. Именно в этот момент нисходит ангел с развевающимися одеждами. С криком он останавливает нож, предотвращая тем самым смерть ребенка.