
Собор св. Марка замыкает восточную перспективу Пьяццы. С момента его возведения в 830 г. он соединен с Дворцом дожей. Современный вид здания является третьей перестройкой собора, произведенной в 1060 г. Лишь после падения венецианской независимости базилика св. Марка в 1807 г. также стала резиденцией епископа. В первую очередь Сан Марко отображает не властные претензии и богатство церкви, а блеск и историю венецианского государства. Его купола и башенки, разноцветные мраморные колонны, сверкающие золотом мозаики, темно-белые, первоначально позолоченные щипцы, украшающие собор растительным орнаментом, скульптуры и инкрустации из разноцветного мрамора — все это делает здание похожим на драгоценную шкатулку.
На первый взгляд, у здания собора мало общего с возвышающимися, четко организованными фасадами в романском и готическом стилях, возведенными, как и собор св. Марка, между XI и XIII вв. Внешний вид собора определяется сочетанием нескольких, постоянно меняющихся элементов украшения, привнесенных на различных стадиях строительства, испытавших как западноевропейское, так и византийское влияние и слившихся в единое и гармоничное целое. Оригинальная интерпретация византийского искусства в интерьере собора создает новое единство венецианского стиля.
Джентиле Беллини. Процессия с несением частицы Святого Креста на площади св. Марка. 1496
Холст, 376x745
Во время праздников площадь расцветала, как это показано на картине Джентиле Беллини. Из окон вывешивались разноцветные вымпелы, а перед искрящейся золотом церковью св. Марка развивались пышные знамена. Частью украшений являлись сами праздничные процессии и парады со всем великолепием одежд, знамен и свечей. В других случаях, например во время приезда высокопоставленных особ, на площади возводились грандиозные сооружения, превращавшие Сан Марко в еще более величественное место.
Картина Беллини является частью цикла произведений, написанных им совместно с Витторе Карпаччо, Лаццаро Бастиани, Джованни Мансуэти, Бенедетто Дианой и Перуджино для Скуола Гранде ди Сан Джованни Еванджелиста. Картины изображали чудеса, совершенные драгоценной частицей Святого Креста, находившейся с 1393 г. в собственности скуолы. В данном случае изображена процессия, состоявшаяся 25 апреля 1444 г. в день св. Марка. Когда процессия с частицей Креста поравнялась с купцом из города Бреши Якопо Салисом (изображен в коленопреклоненной позе справа), произошло мгновенное исцеление его сына, о котором он молился.
Картина Беллини в точности передает внешний вид площади 1496 г. С левой стороны видно здание Старых Прокураций, заново отстроенное в 1515 г. Башня с часами также стоит на месте нынешней Торре дель Оролоджико, строительство которой началось в 1496 г. Справа от нее угадывается фасад церкви Сан Бассо, разрушенной в 1661 г., а слева на Пьяццетте деи Леончини возле церкви св. Марка еще стоит Каза деи Каноничи, дом каноников Сан Марко. На правой стороне рядом с колокольней угадывается Осципио Орсеоло, снесенная при строительстве Новых Прокураций. Между Сан Марко и Дворцом дожей видна разноцветная Порта делла Карта. Площадь вымощена кирпичом (древним, типично венецианским способом), сохранившимся теперь в немногих местах, например во внутренних дворах некоторых дворцов.
Точная передача деталей в изображении места действия зачастую ставит Джентиле Беллини в ряд предшественников великих венецианских ведутистов XVIII в. Заказчиков же скорее интересовали их собственные портреты в композиции картины, посвященной событию, случившемуся за пятьдесят лет до этого.
Колонны фасадаПо мере возвышения Венеции, превращавшейся в могущественную морскую державу восточного Средиземноморья, со всех завоеванных ею территорий в город свозились драгоценности, мрамор, колонны, капители, рельефы, драгоценные сосуды и картины, которыми украшалась церковь св. Марка. Красноречивым свидетельством этой практики являются разноцветные мраморные колонны на фасаде здания. Собранные из разных мест и в разные времена, они должны были служить украшением фасада. Некоторые из них снабжены новыми, ювелирно обработанными капителями, подчеркивающими ценность мраморных колонн. Их колорит оживляет фактуру первоначально кирпичного фасада.
Лошади Сан МаркоИз так называемого Четвертого крестового похода в 1204 г. венецианцы привезли в свой город находившуюся в Константинополе квадригу из позолоченной бронзы (IV в.). Это явилось последним символическим актом, утвердившим окончательную победу над бывшей державой-покровительницей. В середине XIII в. статуи коней были установлены в галерее над главным порталом. На ней появлялся дож со своей свитой. Лошади Сан Марко, как и все здание, стали для венецианского государства символом власти. Многие враги Венеции стремились к тому, чтобы держать бразды драгоценных скакунов в собственных руках, однако удалось это одному Наполеону.
После того как по его приказу в 1797 г. пала Венецианская республика, лошади в числе прочих драгоценных трофеев были отправлены в Париж. Лишь в 1815 г. они снова заняли свое прежнее место. Сегодняшними врагами скакунов являются уже не враждебные силы, а плохая экология. Поэтому с 1982 г. оригинальные статуи коней находятся в Музее Сан Марко, подняться в который можно по узкой лестнице из притвора храма.