Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев
Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Ни один мудрец, как бы ни был он нищ, немощен телом, лишен земных благ, не предпочтет жизни тирана или какого-нибудь погрязшего в пороках властелина, но разумно пожелает пребывать в своем состоянии.
Помпонацци (Pomponazzi) Пьетро

Разве тайну долго убережешь, коли мирская молва, что морская волна, все выплескивает наружу?
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
 
Персоналии
Гинзбург (Ginzburg) Леоне (Одесса, 1909 — Рим, 1944), литературовед, антифашист. С 1919 года проживал в Италии, где преподавал славистику в Туринском университете и руководил издательством «Эйнауди». В 1930-х годах участвовал в основании движения «Джустиция э либерта», лидер Партии действия (с 1943 г.) и римского Сопротивления. За антифашистскую деятельность в 1934— 1936 годах подвергался заключению в тюрьму, в 1940—1943-м — ссылке (вместе с женой писательницей Н. Гинзбург). Во время очередного ареста в 1944 году погиб в тюрьме после пыток. Посмертно опубликованы книга очерков «Русские писатели» (1948), сборник «Статьи» (1964).



Мантенья (Mantegna) Андреа (ок. 1431— 1506), итальянский живописец и гравер. Представитель раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами, иллюзионистическими эффектами (росписи «Камеры дельи Спози» в Герцогском дворце в Ман-туе, 1474). В резцовой гравюре сочетал четкость пластических форм с мягкой штриховкой (7 листов «Битва морских божеств», ок. 1470).
 

Баптистерий
16-11-2012, 08:46

БаптистерийНынешний Баптистерий был сооружен в первой половине XIV в. при доже Андреа Дандоло в качестве церкви для крещения. Дож пожертвовал большие суммы на богатые мозаичные украшения. Они изображают сцены из жизни Иоанна Крестителя и юности Христа. Сцена с танцем Саломеи перед Иродом, потребовавшей за него голову Крестителя, является прекрасным примером тонкого колористического мастерства и интереса к движению в изображении фигур. Дандоло повелел изобразить себя не только на стенах Баптистерия, но также и на мозаике с Распятием, возвышающейся над алтарем, где он и его канцлер Карезини стоят коленопреклоненные по обе стороны от креста. Его гробница находится напротив входа. Шестиугольная купель сооружена по проекту Якопо Сансовино в 1545 г. Его надгробие в 1929 г. было помещено под алтарем. Бронзовую фигуру Иоанна Крестителя создал Франческо Сегала в 1575 г. Гранитный блок на алтаре считается частью той скалы, с которой проповедовал Христос в Тире.

Баптистерий


Балдахин над главным алтарем

Особый интерес представляют четыре резные колонны балдахина из алебастра, стоящие над главным алтарем, приобретшим свой нынешний вид в 1834 г. Колонны украшены рельефом, изображающим сцены из жизни Христа и Марии. Некоторые исследователи считают их произведениями V или VI в., другие датируют их XIII в.

Баптистерий


Темплон

Как в других византийских церквях, темплон (алтарная преграда) отделяет пространство для мирян от главного алтаря. Открытая мраморная колоннада венчается над архитравом большим крестом и фигурами Святой Девы и апостолов работы Якобелло и Пьетро Паоло далле Мазенье (1393-1395).

Баптистерий


Pala d'Oro, главный алтарь

Бесчисленные работы в технике византийской эмали X—XIII вв. и драгоценные камни в результате множества обработок были сведены в единый «золотой иконостас». Первые работы с золотом на алтаре были заказаны дожем Пьетро Орсе-оло I в 976 г. Это украшение было заменено еще более богатым убранством при дожах Орделаффо Фальере (1105) и Пьетро Дзани (1209). Свою теперешнюю форму «иконостас» получил при Андреа Дандоло в 1342 г. Доска величиной в 3,45x1,40 м разделена на две части. В верхней трети посередине помещена эмаль с изображением архангела Михаила, по бокам которой расположены сцены из жизни Христа, заключенные в шесть арок. Все семь эмалей-икон являются византийскими произведениями XIII в. В центре нижней части алтаря помещен большой четырехугольник с изображением восседающего на троне Христа. Он богато украшен драгоценностями. Нижняя часть средней полосы украшена тремя иконами с изображениями императрицы Ирины, Девы Марии и императора Иоанна Комнина (1118—1145). Последняя была позднее переделана в портрет дожа Орделаффо Фальера. В три ряда, расположенных друг над другом по сторонам центрального изображения, помещены апостолы и ангелы. Вся нижняя часть алтаря обрамлена квадратными иконами со сценами из жизни Христа, а также евангелиста Марка.

Баптистерий


Якопо Сансовино: дверь в сакристию (ризницу), 1546-1569

терия во Флоренции. Подобно Гиберти, он поместил небольшие портреты голов в обрамляющие рейки двери. На одном из них изображен сам Сансовино. Длинная борода является портретной чертой художника; с ней он появляется на других портретах своего времени. Другие головы изображают, по всей видимости, художников Пьетро Аретино, Тициана, Паоло Веронезе и Андреа Палладио.

Баптистерий


Мадонна Никопея, XI в.

Заходя в пространство алтаря, нельзя не обратить внимание на бронзовые двери в дарохранительницу и ризницу. Они были созданы Якопо Сансовино в середине XVI в. На бронзовой двери в ризницу изображены сцены Положения во гроб и Воскресения. При создании этого произведения Сансовино взял за образец двери Ло-ренцо Гиберти, созданные им для Баптис

В северном трансепте своей государственной церкви венецианцы хранили особенно драгоценную икону. Речь идет о Мадонне Никопее, Дарительнице Победы, которую несли перед византийским императором во время сражения. Согласно византийским преданиям, все иконы, изображающие Мадонну, восходят к одному аутентичному портрету Богоматери, сделанному евангелистом Лукой. Портрет, находящийся в церкви св. Марка, который с прошедшими веками стал одной из самых важных драгоценностей базилики, является выдающимся произведением византийской живописи XI в. Подобно многим произведениям византийского искусства, икона попала в Венецию в качестве трофея Четвертого крестового похода. Тогда же она стала центром почитания Мадонны в городе на воде. Средневековая традиция могла увидеть в факте того, что такое ценное и благотворящее изображение попало в руки венецианцев, лишь волю самой Богоматери, взявшей Венецию под свою защиту.




Вернуться назад