
Нынешний Баптистерий был сооружен в первой половине XIV в. при доже Андреа Дандоло в качестве церкви для крещения. Дож пожертвовал большие суммы на богатые мозаичные украшения. Они изображают сцены из жизни Иоанна Крестителя и юности Христа. Сцена с танцем Саломеи перед Иродом, потребовавшей за него голову Крестителя, является прекрасным примером тонкого колористического мастерства и интереса к движению в изображении фигур. Дандоло повелел изобразить себя не только на стенах Баптистерия, но также и на мозаике с Распятием, возвышающейся над алтарем, где он и его канцлер Карезини стоят коленопреклоненные по обе стороны от креста. Его гробница находится напротив входа. Шестиугольная купель сооружена по проекту Якопо Сансовино в 1545 г. Его надгробие в 1929 г. было помещено под алтарем. Бронзовую фигуру Иоанна Крестителя создал Франческо Сегала в 1575 г. Гранитный блок на алтаре считается частью той скалы, с которой проповедовал Христос в Тире.
Балдахин над главным алтаремОсобый интерес представляют четыре резные колонны балдахина из алебастра, стоящие над главным алтарем, приобретшим свой нынешний вид в 1834 г. Колонны украшены рельефом, изображающим сцены из жизни Христа и Марии. Некоторые исследователи считают их произведениями V или VI в., другие датируют их XIII в.
ТемплонКак в других византийских церквях, темплон (алтарная преграда) отделяет пространство для мирян от главного алтаря. Открытая мраморная колоннада венчается над архитравом большим крестом и фигурами Святой Девы и апостолов работы Якобелло и Пьетро Паоло далле Мазенье (1393-1395).
Pala d'Oro, главный алтарьБесчисленные работы в технике византийской эмали X—XIII вв. и драгоценные камни в результате множества обработок были сведены в единый «золотой иконостас». Первые работы с золотом на алтаре были заказаны дожем Пьетро Орсе-оло I в 976 г. Это украшение было заменено еще более богатым убранством при дожах Орделаффо Фальере (1105) и Пьетро Дзани (1209). Свою теперешнюю форму «иконостас» получил при Андреа Дандоло в 1342 г. Доска величиной в 3,45x1,40 м разделена на две части. В верхней трети посередине помещена эмаль с изображением архангела Михаила, по бокам которой расположены сцены из жизни Христа, заключенные в шесть арок. Все семь эмалей-икон являются византийскими произведениями XIII в. В центре нижней части алтаря помещен большой четырехугольник с изображением восседающего на троне Христа. Он богато украшен драгоценностями. Нижняя часть средней полосы украшена тремя иконами с изображениями императрицы Ирины, Девы Марии и императора Иоанна Комнина (1118—1145). Последняя была позднее переделана в портрет дожа Орделаффо Фальера. В три ряда, расположенных друг над другом по сторонам центрального изображения, помещены апостолы и ангелы. Вся нижняя часть алтаря обрамлена квадратными иконами со сценами из жизни Христа, а также евангелиста Марка.

Якопо Сансовино: дверь в сакристию (ризницу), 1546-1569терия во Флоренции. Подобно Гиберти, он поместил небольшие портреты голов в обрамляющие рейки двери. На одном из них изображен сам Сансовино. Длинная борода является портретной чертой художника; с ней он появляется на других портретах своего времени. Другие головы изображают, по всей видимости, художников Пьетро Аретино, Тициана, Паоло Веронезе и Андреа Палладио.
Мадонна Никопея, XI в.Заходя в пространство алтаря, нельзя не обратить внимание на бронзовые двери в дарохранительницу и ризницу. Они были созданы Якопо Сансовино в середине XVI в. На бронзовой двери в ризницу изображены сцены Положения во гроб и Воскресения. При создании этого произведения Сансовино взял за образец двери Ло-ренцо Гиберти, созданные им для Баптис
В северном трансепте своей государственной церкви венецианцы хранили особенно драгоценную икону. Речь идет о Мадонне Никопее, Дарительнице Победы, которую несли перед византийским императором во время сражения. Согласно византийским преданиям, все иконы, изображающие Мадонну, восходят к одному аутентичному портрету Богоматери, сделанному евангелистом Лукой. Портрет, находящийся в церкви св. Марка, который с прошедшими веками стал одной из самых важных драгоценностей базилики, является выдающимся произведением византийской живописи XI в. Подобно многим произведениям византийского искусства, икона попала в Венецию в качестве трофея Четвертого крестового похода. Тогда же она стала центром почитания Мадонны в городе на воде. Средневековая традиция могла увидеть в факте того, что такое ценное и благотворящее изображение попало в руки венецианцев, лишь волю самой Богоматери, взявшей Венецию под свою защиту.