Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев
Человек осмотрительный, не умеющий сделаться отважным, когда это необходимо, становится причиной своей гибели.
Макиавелли (Machiavelli) Никколо

Природа вещей и мир неизменны, а все, что движется, притягивается любовью и рассеивается враждой.
Пизано (Pisano) Лоренцо

Прошлые поступки гораздо легче порицать, чем исправлять.
Боккаччо (Boccaccio) Джованни
 
Персоналии
Кампанелла (Campanella) Томмазо (1568—1639), итальянский философ, поэт, политический деятель; монах-доминиканец. В «Философии, доказанной ощущениями» защищал натурфилософию Б. Телезио, неоднократно обвинялся в ереси. В 1598—1599 годах возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен, около 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине. В том числе «Город солнца» — произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. Автор канцон, мадригалов, сонетов.



Иоахим Флорский (Джоаккино да Фьоре) (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (ок. 1130—1202), итальянский мыслитель. В мистико-диалектической концепции всемирной истории исходил из деления ее на три эры, соответствующие трем лицам Троицы; грядущая эра Святого Духа характеризуется воцарением на земле свободы, любви и мира. Хилиа-стическое учение Иоахима Флорского оказало влияние на еретические движения и политический мессианизм.
 

Дож и Советы (часть 1)
16-11-2012, 09:34

Дож Венеции — в этом титуле не только слились власть и слава, но и есть нечто таинственное. За неподвижной маской помпезности и церемонии остались скрытыми истинные функции этого высшего представителя города: то, каким влиянием он обладал и каким методом он правил. Поначалу, в первые века формирования венецианского государства, дожи имели скорее неограниченную власть. Название его должности происходит от латинского слова «dux», обозначавшего правителей в восточно-римских провинциях, которые с VIII в. управляли лагуной. Авторитет первых дожей, зачастую обладавших большой независимостью от Византии, был настолько высок, что в VIII—XII вв. им часто удавалось назначать своими преемниками собственных сыновей или ближайших родственников. Однако в течение XII в. община приобретала все большее влияние. Отныне дож утверждался в своей должности не в результате одобрения в народном собрании всеми венецианскими гражданами, а в так называемом «агепдо». Теперь собрание избирало дожа с помощью выборщиков.

Примерно в то же время параллельно был учрежден избранный аренго совет. Он состоял из представителей каждого из шести городских кварталов, которые выступали в качестве непосредственных советников дожа, а также из одного Большого Совета. Члены обоих советов, так называемые «sapientes», были личностями выдающегося достатка или познаний, которые привлекались для совета дожу лишь в особенных случаях. Теперь они сформировали постоянное учреждение. Первоначально шесть советников из шести частей города и остальные «сапиентес» утверждались в результате выборов в «аренго». В то время каждый венецианец теоретически мог быть избран дожем. На самом деле речь шла только о богатых венецианских семьях, в течение долгого времени державших в своих руках властные позиции.

С течением времени новые семьи достигали богатства и социального престижа, желая принимать участие в управлении городом и оспаривая господство древних родов. В XII— XIV вв. это приводило к постоянным разногласиям. Кульминацией борьбы за власть стала «serata» Большого Совета, завершившаяся между 1297 и 1323 гг. В Совет теперь могли быть допущены только те, чьи предки уже заседали в этом собрании. С 1323 г. членство в Совете стало наследственным. Члены Совета отныне же рассматривались как «nobili», аристократы. Венецианское дворянство тем самым первоначально не отягощало себя имперскими и королевскими титулами, а потому зачастую рассматривается как патрициат. Имена родов, имевших право заседать в Большом Совете, их

Дож и Советы (часть 1)


Тициан. Портрет дожа Андреа Гритти, около 1545 г. Вашингтонская национальная галерея. Портрет, написанный намного позже смерти (1538) Гритти, олицетворяет могущество власти дожа


свадьбы и рождение сыновей записывались в libra d'Oro, Золотую книгу. В последующие века лишь немногим семьям удавалось попасть в эту книгу, и то благодаря своим исключительным заслугам или богатству. Наследование участия в Большом Совете привело к тому, что начиная с XIV в. число его членов постоянно росло, ибо теперь не надо было делать выбор между ограниченным числом претендентов. Большой Совет тем самым едва ли был способен стать с
серьезным инструментом правления. Поэтому создавалось множество комиссий и подкомиссий, занимавшихся отдельными проблемами.

Дож и Советы (часть 1)


Головной убор дожа. Музей Correr, Венеция


Должности этих учреждений контролировались Большим Советом и его членами. По мере того, как дворянство начиная с XIII в. становилось единственным правящим классом, оставаясь таковым до конца Республики, дож постепенно терял свою власть. В период с XIII по XV в. он все больше становился заложником собственного положения. В 1229 г. была учреждена должность пяти «correctores». Они проверяли исполнение дожем его служебных обязанностей в случае каких-либо нарушений и утверждали так называемые «promissiones», обещания, которые должен был выполнить новый дож при его вступлении в должность.






Вернуться назад