Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев
Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред.
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti)

Природа дала нам способность не думать о смерти, потому что, если бы о ней думали, мир пребывал бы в неподвижности и оцепенении.
Гвиччардини (Guicciardini) Франческо

Истина не может противоречить истине.
Бруно (Bruno) Джордано
 
Персоналии
Кампорези (Camporesi) Франческо (Франц Иванович) (1747—1831), архитектор. По происхождению итальянец, работал в Москве с 1780-х годов. Работы в стиле русского классицизма — дом Апраксиных на Знаменке, дом Волконского на Лубянке, проект дворца в Останкино. Известен также как художник-акварелист (виды Москвы и ее окрестностей).



Джильи (Gigli) Беньямино (1890—1957), итальянский певец (тенор). Один из крупнейших певцов первой половины XX века, представитель искусства бельканто. С 1914 года на оперной сцене, в том числе многие годы выступал в «Ла Скала». Исполнял партии лирического и драматического тенора, неаполитанские песни. Снимался в кино. Джоберти (Gioberti) Винченцо (1801— 1852), итальянский религиозный философ, публицист, государственный деятель, священник. В 1833-м изгнан из Пьемонта, жил во Франции и в Бельгии. Выдвинутая им программа национального возрождения («О нравственном и гражданском первенстве итальянцев», 1843; «О политическом восстановлении Италии», 1851), религиозного и философского обновления («Теория сверхъестественного, или Рассуждение о согласии религии Откровения с человеческим умом и гражданским прогрессом нации», 1838 и др.) была с энтузиазмом встречена в Италии, несмотря на запрет его сочинений.
 

Скромная гробница великого музыканта Клаудио Монтеверди (1567—1643) - Часть 1
19-11-2012, 14:53

В капелле Амброзия церкви Фрари на полу перед алтарем вставлена каменная могильная доска. Часто на гробнице можно увидеть цветы, а скромная надпись сообщает посетителю, что здесь нашел последнее пристанище один из самых великих композиторов Италии — Клаудио Монтеверди. Его творчество впервые в истории европейской музыки равноправным образом соединило вокальные и инструментальные элементы, не делая музыкальный инструмент лишь заменой человеческого голоса. Он первым придал значимость отдельному голосу, предвосхитив форму современной оперы. Как и все композиторы той эпохи, Монтеверди посвятил себя жанру мадригала, той форме изящной песни, которая пронизывает все его творчество от первой книги песен, написанной им в двадцатилетнем возрасте, до последней, восьмой книги мадригалов, опубликованной им самим за пять лет до своей смерти.

Мадригал — песня, основанная на лирическом тексте, — был важнейшей формой камерной музыки XVI в. Главная задача ранних произведений подобного рода состояла в том, чтобы идеальным образом сочетать друг с другом максимум пять голосов в различных позициях, придав тем самым тексту конгениальное звучание. Старую полифоническую форму Монтеверди развил в произведения, подобные кантатам, или даже в вокальный концерт, в котором сольные голоса образуют с инструментами взаимосвязь. Его гармонии были основаны на хроматической гамме, то есть на полутоновом изменении звуков. Он не боялся даже диссонансов.

Скромная гробница великого музыканта Клаудио Монтеверди (1567—1643) - Часть 1


Доменико Фетти. Портрет Клаудио Монтеверди, около 1623 г. X., м. Галерея Академии, Венеция


Кроме мадригалов, он написал десять опер, из которых в полном варианте сохранились только три. Речитативы и арии сочетаются с мадригалами и инструментальными пассажами. Благодаря этому его оперы разнообразны и интересны. Каждая из них имела успех. Только в церковной музыке, ставшей главной задачей композитора во второй период его жизни в Венеции, он оставался приверженцем принципов старой композиции. Многие его произведения демонстрируют «старомодную» полифоническую гармонию. Причиной этому могло быть то, что церковная музыка писалась для Сан Марко и что значительная часть древней церковной музыки была обработана такими выдающимися композиторами, как Адриан Виллэрт или Андреа Габриэли, именно для звучания в пространстве Сан Марко с его куполами и хорами. Любитель музыки, которому выпадет возможность послушать полифоническую композицию Монтеверди или его предшественников в Сан Марко, едва ли сможет остаться равнодушным. В остальных произведениях Монтеверди был последовательно верен новому стилю так называемой «seconda maniera», свойственному его мадригалам и отличающемуся виртуозным введением отдельного голоса, богатым инструментальным сопровождением и музыкальными интерпретациями, соответствующими эффективным текстам. Несмотря на то что своих главных успехов Монтеверди добился в Венеции, он не был венецианцем по происхождению. Он родился в 1567 г. в Кремоне. Уже рано он соприкоснулся с венецианской музыкой. Его учителем был капельмейстер собора в Кремоне, веронец по происхождению, Маркантонио Инженьери — видный представитель венецианской полифонии. Получив музыкальное образование и добившись первых успехов, Клаудио Монтеверди поступил на службу к герцогу Мантуи Вин-ченцо I. Вначале он был лютнистом в придворной капелле.

Скромная гробница великого музыканта Клаудио Монтеверди (1567—1643) - Часть 1


Начало Possente Spirito в третьем акте оперы. Монтеверди «Орфей» (1607), партитура опубликована в 1609 г.






Вернуться назад