Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Главная
Новости
Искусство и архитектура Венеции
1300 лет в кратком изложении
Canal Grande
Sestiere San Marco
Sestiere San Polo и Santa Croce
Sestiere Dorsoduro
Giudecca
San Giorgio Maggiore
Sestiere Cannaregio
Sestiere Castello и Lido
San Michele in Isola
Murano, Burano, Torcello
Биографии художников
Формы венецианской архитектуры
Афоризмы великих итальянцев
В природе все мудро продумано и устроено, всякий должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Безумцы прокладывают пути, по которым следом пойдут рассудительные.
Досси (Dossi) Карло

Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.
Данте (Dante) Алигьери
 
Персоналии
Альдини (Aldini) Антонио (1755—1826), итальянский политический деятель. Председатель республиканского конгресса в Модене, затем председатель Совета старейшин Цизальпинской республики. В 1814 году встал на сторону антинаполеоновской коалиции. Участвовал в Венском конгрессе.



Уги (Ughi) Уто (р. 1944), итальянский скрипач, дирижер. Дебютировал в 1959 году. С большим успехом гастролирует в крупнейших концертных залах и театрах мира, в том числе в Национальной опере Украины (2000, 2005). Музыкальная критика и публика по праву причислят его к числу лучших скрипачей современности.
 

Скромная гробница великого музыканта Клаудио Монтеверди (1567—1643) - Часть 1
19-11-2012, 14:53

В капелле Амброзия церкви Фрари на полу перед алтарем вставлена каменная могильная доска. Часто на гробнице можно увидеть цветы, а скромная надпись сообщает посетителю, что здесь нашел последнее пристанище один из самых великих композиторов Италии — Клаудио Монтеверди. Его творчество впервые в истории европейской музыки равноправным образом соединило вокальные и инструментальные элементы, не делая музыкальный инструмент лишь заменой человеческого голоса. Он первым придал значимость отдельному голосу, предвосхитив форму современной оперы. Как и все композиторы той эпохи, Монтеверди посвятил себя жанру мадригала, той форме изящной песни, которая пронизывает все его творчество от первой книги песен, написанной им в двадцатилетнем возрасте, до последней, восьмой книги мадригалов, опубликованной им самим за пять лет до своей смерти.

Мадригал — песня, основанная на лирическом тексте, — был важнейшей формой камерной музыки XVI в. Главная задача ранних произведений подобного рода состояла в том, чтобы идеальным образом сочетать друг с другом максимум пять голосов в различных позициях, придав тем самым тексту конгениальное звучание. Старую полифоническую форму Монтеверди развил в произведения, подобные кантатам, или даже в вокальный концерт, в котором сольные голоса образуют с инструментами взаимосвязь. Его гармонии были основаны на хроматической гамме, то есть на полутоновом изменении звуков. Он не боялся даже диссонансов.

Скромная гробница великого музыканта Клаудио Монтеверди (1567—1643) - Часть 1


Доменико Фетти. Портрет Клаудио Монтеверди, около 1623 г. X., м. Галерея Академии, Венеция


Кроме мадригалов, он написал десять опер, из которых в полном варианте сохранились только три. Речитативы и арии сочетаются с мадригалами и инструментальными пассажами. Благодаря этому его оперы разнообразны и интересны. Каждая из них имела успех. Только в церковной музыке, ставшей главной задачей композитора во второй период его жизни в Венеции, он оставался приверженцем принципов старой композиции. Многие его произведения демонстрируют «старомодную» полифоническую гармонию. Причиной этому могло быть то, что церковная музыка писалась для Сан Марко и что значительная часть древней церковной музыки была обработана такими выдающимися композиторами, как Адриан Виллэрт или Андреа Габриэли, именно для звучания в пространстве Сан Марко с его куполами и хорами. Любитель музыки, которому выпадет возможность послушать полифоническую композицию Монтеверди или его предшественников в Сан Марко, едва ли сможет остаться равнодушным. В остальных произведениях Монтеверди был последовательно верен новому стилю так называемой «seconda maniera», свойственному его мадригалам и отличающемуся виртуозным введением отдельного голоса, богатым инструментальным сопровождением и музыкальными интерпретациями, соответствующими эффективным текстам. Несмотря на то что своих главных успехов Монтеверди добился в Венеции, он не был венецианцем по происхождению. Он родился в 1567 г. в Кремоне. Уже рано он соприкоснулся с венецианской музыкой. Его учителем был капельмейстер собора в Кремоне, веронец по происхождению, Маркантонио Инженьери — видный представитель венецианской полифонии. Получив музыкальное образование и добившись первых успехов, Клаудио Монтеверди поступил на службу к герцогу Мантуи Вин-ченцо I. Вначале он был лютнистом в придворной капелле.

Скромная гробница великого музыканта Клаудио Монтеверди (1567—1643) - Часть 1


Начало Possente Spirito в третьем акте оперы. Монтеверди «Орфей» (1607), партитура опубликована в 1609 г.






Вернуться назад