Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств.
Патрици (Patrizi) Франческо

Ложная скромность также гнусна, как и тщеславие.
Гольдони (Goldoni) Карло
 
Персоналии
Санторио (Santorio) Санторио (1561— 1636), итальянский врач, физиолог и анатом, представитель ятрофизики (ят-ромеханики). Одним из первых применил экспериментальный метод исследования и математическую обработку данных. Изобрел ряд приборов. Изучал обмен веществ в сконструированной им камере.

Версаче (Versace) Джанни (1946—1997), итальянский модельер-дизайнер. Основал собственную фирму модной одежды (1978) и в том же году представил свою коллекцию мужской одежды, которая сразу же стала пользоваться успехом. Также создал свои фирменные духи, различные аксессуары. Убит во Флориде (США) на пороге собственной виллы.
 
Культура и искусство. Скульптура

1  2

Близкими по духу к Микеланджело были работы флорентийских скульпторов Андреа Сансовино (ок. 1460—1529) и Джованни Франческо Рустичи (1474— 1554), а также работавшего в Венеции архитектора и скульптора Якопо Сансовино (1486—1570).

Во второй трети XVI века в Риме и Флоренции возникло и начало быстро развиваться новое художественное направление — маньеризм. Здесь можно назвать имена известных итальянских скульпторов Бартоломео Бандинелли (1493—1560), Раффаэлло да Монтелупо (1505—1567), Джованни Анджело Монторсоли (1507— 1563), Бартоломео Амманнати (1511 — 1592), Винченцо Данти (1530—1576).

Одним из наиболее ярких представителей маньеризма был знаменитый итальянский скульптор, ювелир и писатель Бенвенуто Челлини (1500—1576), самой известной скульптурной работой которого является статуя «Персей» (1545— 1554, бронза, Лоджия деи Ланци, Флоренция). Не менее значительно творчество итальянского скульптора Джамболонья (1529—1608), француза по национальности. Богато декорированные фонтаны («Нептун» на площади Нептуна в Болонье, 1566), скульптурные группы, статуи и памятники Джамболоньи («Похищение сабинянок», мрамор, 1583, Лоджия деи Ланци, Флоренция) отличаются свободой пространственной композиции, изяществом пропорций, виртуозной тщательностью обработки материала, органической связью с природной средой. Одна из самых интересных работ мастера — монументальная «Аллегория Апеннин» (камень, вилла Демидова, Пратолино).

Реалистические традиции сохранились в творчестве скульпторов-портретистов Леоне Леони (1509—1590), его сына Помпео Леони (1533—1608), Алессандро Витториа (1525—1608).

Скульптура эпохи барокко была представлена главным образом декоративным украшением церквей. Упомянем здесь работавших в Риме скульпторов Стефано Мадерно (1576—1636) и Франческо Моки (1580—1654). Широкое распространение в скульптуре XVII века получил также парадный портрет. Своего апогея итальянское барокко достигло в замечательном по декоративному размаху искусстве Джан Лоренцо Бернини (1598—1680). Скульптуре Бернини присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувствительностью («Аполлон и Дафна», 1622—1625; «Экстаз святой Терезы», 1644—1652). Из работ известного итальянского скульптора Алессандро Альгарди (1602—1654) отметим скульптурную группу «Мученичество апостола Павла» (1641) для церкви Сан-Паоло в Болонье, надгробие папы Льва XI в соборе Св. Петра в Риме и большой мраморный рельеф «Папа Лев I и Аттила» (там же).

Среди крупных мастеров эпохи — римлянин Карло Маратта (1625—1713), генуэзец Филиппо Пароди (1630—1702), флорентиец Джованни Баттиста Фоджини (1652—1725), уроженец Палермо Джакомо Серпотта (1656—1732).

Не забудем упомянуть известного итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744), с 1716 года работавшего в Санкт-Петербурге. Его произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», 1733—1741).

Во второй половине XVIII века в Европе широко распространяется такое художественное направление, как классицизм. Одной из важнейших черт классицизма было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Формально продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии, вера в мощь человеческого разума), классицизм стал также его своеобразной антитезой.

Общепризнанным вождем классицистического направления в Италии стал скульптор Антонио Канова (1757—1822) — последний из великих итальянских скульпторов. Отметим такие его работы, как надгробие могилы папы Климента XIII (1792, собор Св. Петра, Рим), мифологические статуи «Персей» (1801, Ватиканский музей), идеализированный портрет «Паолина Боргезе в образе Венеры» (1805— 1807, галерея Боргезе, Рим). В этих и других работах Кановы торжественное спокойствие композиции, ясность и изящество пластической формы сочетаются с холодной отвлеченностью, сентиментальностью, салонной красивостью образов и тщательной обработкой поверхности мрамора. Творчество Кановы оказало огромное влияние на европейскую скульптуру XIX века.

В Италии влияние Кановы испытали такие известные скульпторы и живописцы, как Винченцо Камуччини (1771 — 1844) и Лоренцо Бартолини (1777—1850).

Из итальянских скульпторов второй половины XIX века в первую очередь следует назвать такого мастера, как Винченцо Вела (1822—1891), с чьим именем связан решительный поворот к реализму. В реалистической и даже натуралистической манере выдержано творчество скульпторов Луиджи Борро (1826—1886), Джулио Монтеверде (1837—1917), Энрико Кьярадиа (1851—1892). Тот, кто был в Риме, не мог миновать площадь Венеции. В центре величественного архитектурного ансамбля возвышается конная статуя короля Виктора Эммануила II работы скульптора Энрико Кьярадиа.

Известный скульптор Медардо Россо (1858—1928) — один из первых итальянских импрессионистов. В своих работах он стремился запечатлеть изменчивость натуры, придать пластической форме мягкую текучесть («Смеющаяся девочка», 1889).

Большой интерес представляет творчество Антонио Шортино (1881 или 1883—1947), который в 1909—1914 годах в своей римской мастерской работал над скульптурным созданием образа Т. Г. Шевченко. Его работа, выставленная в зале Городской управы Киева, заняла первое место на IV Международном конкурсе, объявленном Объединенным комитетом по сооружению памятника поэту в Киеве. 12 апреля 1914 года Шортино прибыл в Киев, где доработал проект памятника, который был одобрен Городской думой и Киевским губернатором. Было решено изготовить памятник Шевченко из бронзы и серого итальянского гранита. Однако Первая мировая помешала осуществлению этого проекта.

Один из крупнейших итальянских скульпторов XX века — Джакомо Манцу (1908—1991). В юности он испытал большое влияние О. Родена и М. Россо. Работал Манцу в камне и бронзе, наиболее характерные его произведения представляют собой бронзовые отливки, как правило, уникальные. Прославился своими композициями для дверей римского собора Св. Петра (т. н. «Врата смерти», 1950—1964). Среди других монументальных работ мастера — двери собора в Зальцбурге (1955—1958) и церкви Св. Лаврентия в Роттердаме (1966—1969), рельеф «Мать и дитя» в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке (1965), памятник героям Сопротивления в Бергамо (1978).

Нельзя не сказать несколько слов об известном итальянском скульпторе XX века Марино Марини (1901—1980). В своем творчестве он органично сочетал черты модернизма и архаики. Его «фирменным» сюжетом стал человек на лошади. Известны его скульптурные изображения всадников — от небольших статуэток до «Монументального всадника» в Гааге (бронза, 1957—1958). Марини проявил себя также как выдающийся рисовальщик, а также мастер офорта и скульптурного портрета: скульптурные портреты современников — И. Ф. Стравинского (1951), Г.Миллера (1961), М. Шагала (1962). Активно занимался он и педагогической деятельностью, преподавал в Высшем институте искусства в Монце (1929—1940) и миланской Академии художеств (1940—1970).

К сожалению, объем очерка не позволяет остановиться на творчестве других известных итальянских скульпторов прошлого века. Мы лишь перечислим их имена: Романо Романелли (1882—1968), Этторе Колла (1899—1968), Мино Россо (1904—1963), Альберто Виани (1906— 1989), Мирко Базальделла (1910—1969), Умберто Мастроянни (1910—1998), Лугано Мингуцци (1911—2004), Умберто Милани (1912—1969), Алиджи Сассу (1912—2000), Марио Негри (1916—1987), Витторио Тавернани (1919—1987), Аугусто Перес (1929—2000).

Работы знаменитых итальянских скульп-торов XX века Франческо Мессина (1900—1995), Эмилио Греко (1913—1995), Венанцо Крочетти (1913—2003) можно встретить во многих музеях мира.

Из ныне живущих мастеров старшего поколения следует отметить творчество скульпторов Пьетро Консагра (р. 1920), Пьетро Кашелла (р. 1921), Арнальдо Помодоро (р. 1926), Франческо Сомаини (р. 1926), Джулиано Ванджи (р. 1931), Флориано Бодони (р. 1933), Валериано Труббиани (р. 1937), Марко Чероли (р. 1938).

Тем, кого заинтересовала история скульптуры Италии, хочется порекомендовать прекрасный сайт в Интернете www.thais.it. В разделе «1200 Years of Italian Sculpture» читатель найдет огромный объем информации об итальянских скульпторах, их работах, а также о музеях всего мира, где эти работы хранятся. Сайт доступен на итальянском и английском языках.

1  2