Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому.
Боккаччо (Boccaccio) Джованни

Искусство восполняет недостатки природы.
Бруно (Bruno) Джордано

Тот, кто не способен бросить вызов ненависти и стать выше насмешек, никогда не совершит ничего великого.
Граф (Graf) Артуро
 
Персоналии
Векки (Vecchi) Орацио (1550—1605), итальянский композитор, аббат. Один из создателей жанра мадригальной комедии («Амфипарнас», 1597; «Сиенские вечеринки», 1604). Монеты, мадригалы и др.

Бронзино (Bronzino) (настоящее имя Аньоло ди Козимо, Agnolo di Cosimo) (1503—1572), итальянский живописец. Представитель маньеризма. Холодно изящные портреты («Элеонора Толедская с сыном», ок. 1545).
 
Культура и искусство. Кинематограф

1  2  3

Продолжает активно работать, несмотря на преклонный возраст, выдающийся итальянский актер, режиссер, сценарист и театральный художник Франко Дзеффирелли (р. 1923). Его последний фильм «Каллас навсегда» (2002) был тепло встречен зрителями и критикой. А начинал Дзеффирелли работать в кино так же, как и многие другие режиссеры, в первые послевоенные годы. Среди кино- и телефильмов мастера отметим: «Богема» (1965), «Укрощение строптивой» (1967), «Ромео и Джульетта» (1968), «Иисус из Назарета» (1979), «Паяцы» (1980), «Сельская честь» (1980), «Травиата» (1982), «Отелло» (1986), «Гамлет» (1990), «Джен Эйр» (1995), «Чай с Муссолини» (1998).

Искусство неореализма произвело революцию не только в тематике и поэтике итальянских фильмов, но и в манере актерской игры. С этого времени ведет свою историю и современная школа киноактера, отличающаяся естественной и эмоциональной манерой исполнения.

Мировую славу по праву заслужила Анна Маньяни (1908—1973), выдающаяся актриса итальянского театра и кино. Искусство Маньяни, глубоко национальное как по характерам ее героинь, так и по манере исполнения, раскрылось в фильмах: «Рим — открытый город», «Земля дрожит», «Мечты на дорогах», «Любовь», «Самая красивая», «Татуированная роза», «Мама Рома».

Еще одна великолепная итальянская киноактриса — это Джульетта Мазина (1921—1994). Присущие таланту Мазины соединение гротеска и лиризма, тонкий психологизм раскрылись в фильмах, поставленных ее супругом, кинорежиссером Ф. Феллини: «Огни варьете», «Белый шейх», «Дорога» («Они бродили по до-рогам»), «Ночи Кабирии», «Джульетта и духи», «Джинджер и Фред».

К этому же поколению принадлежит киноактриса Алида Валли (р. 1921), сыгравшая в фильмах «Третий человек» (1949), «Чувство» (1954), «Глаза без лица» (1959), «Лиза и дьявол» (1972), «Луна» (1979), «Месяц у озера» (1994).

Успешно работали в кино замечательные итальянские театральные актеры и режиссеры. О некоторых из них мы уже сказали выше. Однако этот список можно продолжить. Так, комик Тото (Антонио де Куртис) (1898—1967) снялся в фильмах: «Неаполь — город миллионеров», «Полицейские и воры», «Золото Неаполя», «Закон есть закон», «Святой Януа-рий». Самая известная работа в кино режиссера Эдуардо де Филиппо (1900— 1984) — фильм «Неаполь — город миллионеров». Оставили свой след в кино прекрасные театральные актеры Паоло Стоппа (1906—1988) и Витторио Гассман (1922—2000), который снялся в фильмах: «Горький рис», «Обгон», «Пустыня Тар-тари», «Терраса».

Актер, сценарист и режиссер Альдо Фабрици (1906—1990) международную известность получил сыграв роль священника-антифашиста дона Пьетро в фильме «Рим — открытый город» (1945) Р. Росселлини. Исполнял разнохарактерные роли в комедиях и драмах: «Полицейские и воры», «Франциск — менестрель божий», «Сделано в Италии» и др. Сценарист и режиссер фильмов «Эмигранты» (1949), «Украли трамвай» (1955), «Маэстро» (1958).

Среди фильмов с участием замечательного актера театра и кино Рафа Валлоне (1916—2002) — «Горький рис», «Дорога надежды», «Нет мира под оливами», «Рим, 11 часов».

Прекрасный киноактер Альберто Сорди (1920—2003) снимался в фильмах: «Белый шейх», «Маменькины сынки», «Все по домам», «Страшный суд», «Трудная жизнь», «Бум». Сорди поставил фильмы «Итальянец в Америке» (1967), «Всеобщее чувство стыда» (1976), «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» (1988) и сам сыграл в них.

Великолепные итальянские киноактрисы Джина Лоллобриджида и София Лорен не только подтвердили мировую славу итальянского кинематографа, но и стали секс-символами 50—60-х годов XX века.

Среди фильмов с участием Джины Лол-лобриджиды (р. 1927) такие известные ленты,как «Опасно: бандиты!», «Фанфан-Тюльпан», «Ночные красавицы», «Хлеб, любовь и фантазия», «Собор Парижской Богоматери», «Король, дама, валет».

София Лорен (р. 1934) прославилась в фильмах «Золото Неаполя», «Чочара», «Боккаччо, 70», «Затворники Альтоны», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», «Подсолнухи», «Поездка», «Мост Кассандры». В 2003 году великая актриса посетила Киев, где состоялся показ восьми фильмов, в которых снялась живая легенда итальянского кино.

Из других актрис, составивших славу итальянского кино, выделяются:

Сильвана Мангано (1930—1989), сыгравшая в фильмах «Горький рис», «Улисс», «Золото Неаполя», «Дюди и волки», «Теорема», «Смерть в Венеции», «Семейный портрет в интерьере»;

Лючия Бозе (р. 1931), сыгравшая в фильмах: «Нет мира под оливами», «Рим, 11 часов», «Девушки с площади Испании», «Смерть велосипедиста», «Завещание Орфея», «Под знаком Скорпиона», «Сатирикон-Феллини», «Метелло», «По древним ступеням», «Хроника объявленной смерти»;

Моника Витти (р. 1931), получившая известность в фильмах режиссера М. Ан-тониони: «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня»;

Клаудиа Кардинале (р. 1939), сыгравшая в фильмах: «Ла Виачча», «Леопард», «Туманные звезды Большой Медведицы», «Красная палатка», «Однажды на Диком Западе», «Фицкарральдо».

В 1960-е годы в итальянском кинематографе появляются новые имена. Это режиссеры:

Франческо Рози (р. 1922) — один из представителей «политического кино». Его фильмы: «Руки над городом» (1963), «Дело Маттеи» (1972), «Сиятельные трупы» (1975), «Христос остановился в Эбо-ли» (1979), «Три брата» (1981), «Кармен» (1983).

Элио Петри (1929—1982) — также один из представителей «политического кино» Италии. Фильмы: «Каждому свое» (1967), «Дело гражданина вне всяких подозрений» (1969), «Рабочий класс идет в рай» (1971), «Тодо модо» (1976), «Хорошие известия» (1979).

Лина Вертмюллер (р. 1928) — свою карьеру в кино начинала в качестве помощника Ф. Феллини. Известность Вертмюллер принесли фильмы 1970-х годов: «Обольщение Мими» (1972), «Фильм любви и анархии» (1973) «Паскуалино "Семь красоток"» (1975), «Ночь полная дождя» (1978).

Этторе Скола (р. 1931) — снял фильмы: «Позвольте представиться: Рокко Папалео» (1971), «Мы так любили друг друга» (1974), «Отвратительные, грязные, злые» (1976), «Терраса» (1979), «Любовная страсть» (1981), «Бал» (1984), «Семья» (1987).

Лилиана Кавани (р. 1937) — с начала 1960-х годов работала на телевидении, выпустила несколько историко-докумен-тальцых фильмов, в т. ч. «История Третьего рейха» и «Петен: Процесс в Виши». Фильм «Ночной портье» (1974) принес ей громкую славу. Среди других лент, снятых Кавани, можно выделить «По ту сторону добра и зла» (1977), «Шкура» (1981), «Берлинское дело» (1985), «Франциск» (1989).

Вот уже много лет вместе работают итальянские сценаристы и режиссеры, братья Витторио Тавиани (р. 1929) и Паоло Тавиани (р. 1931). Они стояли у истоков итальянского «политического кино». В 1977 году братья Тавиани поставили знаменитый фильм-притчу «Отец-хозяин», которая принесла им Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. В числе других работ — фильмы «Ночь святого Лаврентия» (1982), «С добрым утром, Вавилон!» (1987), «Избирательное сродство» (1996).

В политических фильмах по-новому раскрылся талант таких актеров, как Лино Вентура и Джан Мария Волонте. Лино Вентура (1919—1987), хотя и считается французским актером, по происхождению итальянец — его настоящее имя Анджело Боррини. В юности был профессиональным боксером, в кино работал с 1954 года. В фильмах французских и итальянских режиссеров «Мари-Октябрь», «Искатели приключений», «Армия теней», «Отверженные» играл главным образом сильных, мужественных героев, смело вступающих в неравную борьбу с противником.

Джан Мария Волонте (1933—1994) пришел в кино в начале 1960-х. Получил известность, снимаясь в политических фильмах разных жанров. Занимался политикой и в жизни. Наиболее значительные работы: «Четыре дня Неаполя» (1962) режиссера Нанни Лоя (1925—1995), «За пригоршню долларов» (1964) режиссера Серджо Леоне, «Семь братьев Черви» (1968) режиссера Карло Лидзани (р. 1922), «Дело гражданина вне всяких подозрений» (1970) режиссера Элио Петри, «Христос остановился в Эболи» (1979) режиссера Франческо Рози.

Крупнейшей фигурой этого поколения стал знаменитый итальянский писатель, поэт, сценарист и кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини (1922—1975). Его перу принадлежат несколько стихотворных сборников, романы («Лихие парни», 1955; «Жестокая жизнь», 1959), труды по литературоведению, языкознанию, теории кино. В 1975 году Пазолини был убит, тайна его смерти до сих пор не разгадана. Из фильмов мастера отметим: «Нищий» (1961), «Мама Рома» (1962), «Евангелие от Матфея» (1964), «Птицы большие и малые» (1966), «Декамерон» (1970), «Кентерберийские рассказы» (1971), «Цветок тысячи и одной ночи» (1973), «Сало, или 120 дней Содома» (1975).

1  2  3