1 2 3
В середине XVIII века в Неаполе возник новый жанр — опера-буффа (комическая опера). Этот реалистический жанр, народный по своим истокам и
социальному содержанию, веселый по характеру, близкий по своим сюжетам к городскому и сельскому фольклору, внес в итальянскую оперу живую струю и
сыграл значительную роль в распространении демократических идей. Опера-буффа противостояла придворно-аристократической опере-сериа не только в Италии,
но и во многих европейских странах, где оба жанра итальянской оперы прочно утвердились в XVIII веке.
Родоначальником оперы-буффа по праву считается представитель неаполитанской оперной школы, рано умерший композитор Джованни Баттиста Перго-лези
(1710—1736). Его опера «Служанка-госпожа» (1733) — первый классический образец оперы-буффа. Большой славой пользовались также крупнейшие мастера
оперы-буффа — венецианец Бальдас-саре Галуппи (1706—1785), автор оперы «Деревенский философ» (1754), неаполитанские композиторы Джованни Паизиелло
(1740—1816), автор оперы «Се-вильский цирюльник» (1782), и Доменико Чимароза (1749—1801), автор оперы «Тайный брак» (1792).
Опера итальянского композитора Никколо Пиччинни (1728—1800) «Чеккина, или Добрая дочка» (1760) наметила новое, лирико-сентиментальное направление
в жанре оперы-буффа. С 1776 года с небольшими перерывами Н. Пиччинни жил и работал в Париже, где возглавлял итальянскую оперную труппу. Его сочинения
послужили поводом для музыкально-общественной борьбы сторонников старых и новых (К. В. Глюк) оперных традиций (т. н. «война глюкистов и пиччиннистов»).
Итальянский композитор и педагог Луиджи Керубини (1760—1842) почти всю жизнь проработал в Париже. Он был преподавателем и инспектором Парижской
консерватории со дня ее основания (1795), а в 1822—1841 годах возглавлял ее. Керубини творчески синтезировал традиции французской комической оперы
и достижения реформаторской драматургии Глюка, создал яркие образцы «оперы спасения»: «Лодоиска» (1791), «Два дня» (1800).
Национально-освободительное движение, всколыхнувшее Италию в первые десятилетия XIX века, нашло отражение и в оперном искусстве, вдохнув в него веяние
современной жизни. Новое направление в опере сформировалось под влиянием итальянского литературного романтизма. Отказываясь от традиционных мифологических
сюжетов, итальянские композиторы обращаются непосредственно к человеку, к его душевному миру. Творчество великого Джоаккино Россини (1792—1868) явилось
как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая его предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В комических операх
композитора (лучшая из них — «Севильский цирюльник», 1816), с их смелым, злободневным содержанием опера-буффа достигла своего расцвета. Россини обогатил
также жанр серьезной оперы, переживавший в ту пору глубокий идейный и драматургический кризис. В своем творчестве Россини обратился к героической тематике,
отвечающей запросам современности, в его операх зазвучали мощные хоры, появились динамичные ансамбли, красочным и выразительным стал оркестр. Опера Дж.
Россини «Вильгельм Телль» (1829) положила основание новому жанру героико-исторической оперы. Среди других произведений композитора отметим такие оперы,
как «Танкред» (1813), «Итальянка в Алжире» (1813), «Отелло» (1816), «Сорока-воровка» (1817), «Золушка» (1817), «Дева озера» (1819), «Семирамида» (1823).
К лучшим достижениям мирового оперного искусства первой трети XIX века относятся оперы ярких представителей итальянской романтической оперной школы —
композиторов Винченцо Беллини (1801—1835): «Сомнамбула»(1831), «Норма» (1831), «Пуритане» (1835) и Га-этано Доницетти (1797—1848): «Любовный напиток»
(1832), «Лючия ди Ламмер-мур» (1835), «Дон Паскуале» (1843). Отметим также творчество композитора Саверио Меркаданте (1795—1870), автора оперы «Разбойники»
(1836), и композитора и музыковеда Джованни Пачини (1796—1867), автора опер «Сафо» (1840) и «Медея» (1843).
Однако в 40-е годы XIX века в итальянском оперном искусстве наметился серьезный кризис. Создав «Вильгельма Телля» в 1829 году, Дж. Россини опер
больше не писал (хотя прожил еще почти 40 лет). В 1835 году умер молодой В. Беллини; тяжелая болезнь негативносказалась на творчестве Г. Доницетти.
Сцены итальянских оперных театров наводнил поток посредственных опер, сочинявшихся многочисленными эпигонами. Произведения создавались, как правило,
наспех, к очередному сезону, и тут же уходили в небытие.
Из идейно-драматического кризиса итальянскую оперу вывел великий Джузеппе Верди (1813—1901), творчество которого явилось вершиной реализма в оперном
искусстве XIX века. Арии и хоры из ранних историко-патриотических опер Дж. Верди «Набукко» (1842), «Эрнани» (1844), «Аттила» (1846) воодушевляли итальянский
народ в его борьбе за изгнание иноземных поработителей, за освобождение и объединение Италии. В классических операх «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853),
«Аида» (1871) получили дальнейшее развитие и углубление реалистические традиции итальянского искусства. Дж. Верди придавал большое значение качеству
оперного либретто. Но лишь в конце своего творческого пути в лице известного итальянского композитора Арриго Бойто (1842—1918) Верди нашел либреттиста,
отвечающего его требованиям. На либретто Бойто Верди написал две оперы по мотивам произведений Шекспира — «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893). Кстати,
опера самого Бойто «Мефистофель» (1868) пользовалась в Италии большим успехом.
В конце XIX века на итальянскую оперную сцену выходит новое направление —
веризм (от ит. vera — истинный, правдивый). Почва для возникновения оперного веризма была подготовлена литературным движением с тем же названием,
близким к натурализму. Творческое кредо веризма — жизненная правда. Стремление веристов к жизненно достоверным сюжетам и правдивому отображению в музыке
душевного мира обыкновенных людей определило яркую эмоциональную выразительность и драматичность ряда созданных ими произведений.
Подлинным манифестом веризма стала одноактная опера итальянского композитора, уроженца Сицилии, Пьетро Масканьи (1863—1945) «Сельская честь» (1888),
написанная по мотивам одноименной пьесы Джованни Верга. И «Сельская честь», и созданная вслед за ней опера Руджеро Леонкавалло (1857—1919) «Паяцы» (1892)
имели огромный успех у публики, вошли в золотой фонд мирового оперного искусства.
Из других представителей этого направления отметим творчество таких композиторов, как Франческо Чилеа (1866—1950), автора оперы «Адрианна Лекуврер»
(1902), и Умберто Джордано (1867—1948), автора опер «Андре Шенье» (1896), «Сибирь» (1903), «Мадам Сан-Жен» (1915).
К веризму в значительной мере примыкает и творчество выдающегося итальянского композитора Джакомо Пуччини (1858—1924). Однако ему удалось выйти далеко
за пределы оперного веризма, в традициях которого он начал творческую деятельность. По эмоциональной непосредственности воздействия музыки, по силе и
яркости драматического дарования Джакомо Пуччини — прямой наследник Джузеппе Верди и подлинно итальянский художник. Чрезвычайно плодотворным было
сотрудничество Пуччини с поэтом и драматургом Джузеппе Джакоза (1847— 1906), на либретто которого были написаны такие знаменитые оперы,
как «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан», 1904).
1 2 3
|