Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев
Слава никогда не помогает мертвым. Живым она много раз была гибельна.
Петрарка (Petrarca) Франческо

Не по количеству времени, которое без успеха на нее растрачивается, следует расценивать картину, но по способности и искусству того, кто ее исполняет.
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti)

Любовные письма — существенный род литературы, в котором женщина выше мужчины.
Мантегацца (Mantegazza) Паоло
 
Персоналии
Лигуори (Liguori) Альфонсо Мария де (1696— 1787), итальянский католический богослов, основатель конгрегации редем-птористов (1732), учитель Церкви. Автор «Нравственного богословия» (т. 1—2, 1753—1755), получившего широкую известность.

Наннуцци (Nannuzzi) Армандо (1925— 2001), итальянский кинооператор. В кино с 1941 года. Снял фильмы: режиссера М. Болоньини — «Красавчик Антонио» (1960), «Дряхлость» (1962); режиссера Л. Висконти — «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965), «Гибель богов» (1969), «Людвиг» (1972); режиссера П.П.Пазолини — «Свинарник» (1969); режиссера С. Ф. Бондарчука — «Ватерлоо» (1970); режиссера Ф.Дзеффирелли — «Иисус из Назарета» (1976); режиссера Э. Скола — «Ночь Варенны» (1982). Высокопрофессиональные работы Наннуцци отмечены глубоким проникновением в режиссерский замысел.
 
Музыка. Четыре века итальянской оперы

1  2  3

В середине XVIII века в Неаполе возник новый жанр — опера-буффа (комическая опера). Этот реалистический жанр, народный по своим истокам и социальному содержанию, веселый по характеру, близкий по своим сюжетам к городскому и сельскому фольклору, внес в итальянскую оперу живую струю и сыграл значительную роль в распространении демократических идей. Опера-буффа противостояла придворно-аристократической опере-сериа не только в Италии, но и во многих европейских странах, где оба жанра итальянской оперы прочно утвердились в XVIII веке.

Родоначальником оперы-буффа по праву считается представитель неаполитанской оперной школы, рано умерший композитор Джованни Баттиста Перго-лези (1710—1736). Его опера «Служанка-госпожа» (1733) — первый классический образец оперы-буффа. Большой славой пользовались также крупнейшие мастера оперы-буффа — венецианец Бальдас-саре Галуппи (1706—1785), автор оперы «Деревенский философ» (1754), неаполитанские композиторы Джованни Паизиелло (1740—1816), автор оперы «Се-вильский цирюльник» (1782), и Доменико Чимароза (1749—1801), автор оперы «Тайный брак» (1792).

Опера итальянского композитора Никколо Пиччинни (1728—1800) «Чеккина, или Добрая дочка» (1760) наметила новое, лирико-сентиментальное направление в жанре оперы-буффа. С 1776 года с небольшими перерывами Н. Пиччинни жил и работал в Париже, где возглавлял итальянскую оперную труппу. Его сочинения послужили поводом для музыкально-общественной борьбы сторонников старых и новых (К. В. Глюк) оперных традиций (т. н. «война глюкистов и пиччиннистов»).

Итальянский композитор и педагог Луиджи Керубини (1760—1842) почти всю жизнь проработал в Париже. Он был преподавателем и инспектором Парижской консерватории со дня ее основания (1795), а в 1822—1841 годах возглавлял ее. Керубини творчески синтезировал традиции французской комической оперы и достижения реформаторской драматургии Глюка, создал яркие образцы «оперы спасения»: «Лодоиска» (1791), «Два дня» (1800).

Национально-освободительное движение, всколыхнувшее Италию в первые десятилетия XIX века, нашло отражение и в оперном искусстве, вдохнув в него веяние современной жизни. Новое направление в опере сформировалось под влиянием итальянского литературного романтизма. Отказываясь от традиционных мифологических сюжетов, итальянские композиторы обращаются непосредственно к человеку, к его душевному миру. Творчество великого Джоаккино Россини (1792—1868) явилось как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая его предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В комических операх композитора (лучшая из них — «Севильский цирюльник», 1816), с их смелым, злободневным содержанием опера-буффа достигла своего расцвета. Россини обогатил также жанр серьезной оперы, переживавший в ту пору глубокий идейный и драматургический кризис. В своем творчестве Россини обратился к героической тематике, отвечающей запросам современности, в его операх зазвучали мощные хоры, появились динамичные ансамбли, красочным и выразительным стал оркестр. Опера Дж. Россини «Вильгельм Телль» (1829) положила основание новому жанру героико-исторической оперы. Среди других произведений композитора отметим такие оперы, как «Танкред» (1813), «Итальянка в Алжире» (1813), «Отелло» (1816), «Сорока-воровка» (1817), «Золушка» (1817), «Дева озера» (1819), «Семирамида» (1823).

К лучшим достижениям мирового оперного искусства первой трети XIX века относятся оперы ярких представителей итальянской романтической оперной школы — композиторов Винченцо Беллини (1801—1835): «Сомнамбула»(1831), «Норма» (1831), «Пуритане» (1835) и Га-этано Доницетти (1797—1848): «Любовный напиток» (1832), «Лючия ди Ламмер-мур» (1835), «Дон Паскуале» (1843). Отметим также творчество композитора Саверио Меркаданте (1795—1870), автора оперы «Разбойники» (1836), и композитора и музыковеда Джованни Пачини (1796—1867), автора опер «Сафо» (1840) и «Медея» (1843).

Однако в 40-е годы XIX века в итальянском оперном искусстве наметился серьезный кризис. Создав «Вильгельма Телля» в 1829 году, Дж. Россини опер больше не писал (хотя прожил еще почти 40 лет). В 1835 году умер молодой В. Беллини; тяжелая болезнь негативносказалась на творчестве Г. Доницетти. Сцены итальянских оперных театров наводнил поток посредственных опер, сочинявшихся многочисленными эпигонами. Произведения создавались, как правило, наспех, к очередному сезону, и тут же уходили в небытие.

Из идейно-драматического кризиса итальянскую оперу вывел великий Джузеппе Верди (1813—1901), творчество которого явилось вершиной реализма в оперном искусстве XIX века. Арии и хоры из ранних историко-патриотических опер Дж. Верди «Набукко» (1842), «Эрнани» (1844), «Аттила» (1846) воодушевляли итальянский народ в его борьбе за изгнание иноземных поработителей, за освобождение и объединение Италии. В классических операх «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853), «Аида» (1871) получили дальнейшее развитие и углубление реалистические традиции итальянского искусства. Дж. Верди придавал большое значение качеству оперного либретто. Но лишь в конце своего творческого пути в лице известного итальянского композитора Арриго Бойто (1842—1918) Верди нашел либреттиста, отвечающего его требованиям. На либретто Бойто Верди написал две оперы по мотивам произведений Шекспира — «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893). Кстати, опера самого Бойто «Мефистофель» (1868) пользовалась в Италии большим успехом.

В конце XIX века на итальянскую оперную сцену выходит новое направление — веризм (от ит. vera — истинный, правдивый). Почва для возникновения оперного веризма была подготовлена литературным движением с тем же названием, близким к натурализму. Творческое кредо веризма — жизненная правда. Стремление веристов к жизненно достоверным сюжетам и правдивому отображению в музыке душевного мира обыкновенных людей определило яркую эмоциональную выразительность и драматичность ряда созданных ими произведений.

Подлинным манифестом веризма стала одноактная опера итальянского композитора, уроженца Сицилии, Пьетро Масканьи (1863—1945) «Сельская честь» (1888), написанная по мотивам одноименной пьесы Джованни Верга. И «Сельская честь», и созданная вслед за ней опера Руджеро Леонкавалло (1857—1919) «Паяцы» (1892) имели огромный успех у публики, вошли в золотой фонд мирового оперного искусства.

Из других представителей этого направления отметим творчество таких композиторов, как Франческо Чилеа (1866—1950), автора оперы «Адрианна Лекуврер» (1902), и Умберто Джордано (1867—1948), автора опер «Андре Шенье» (1896), «Сибирь» (1903), «Мадам Сан-Жен» (1915).

К веризму в значительной мере примыкает и творчество выдающегося итальянского композитора Джакомо Пуччини (1858—1924). Однако ему удалось выйти далеко за пределы оперного веризма, в традициях которого он начал творческую деятельность. По эмоциональной непосредственности воздействия музыки, по силе и яркости драматического дарования Джакомо Пуччини — прямой наследник Джузеппе Верди и подлинно итальянский художник. Чрезвычайно плодотворным было сотрудничество Пуччини с поэтом и драматургом Джузеппе Джакоза (1847— 1906), на либретто которого были написаны такие знаменитые оперы, как «Манон Леско» (1893), «Богема» (1896), «Тоска» (1900), «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан», 1904).

1  2  3