Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Культура и искусство. Музыка

1  2  3

XIX век в истории итальянской музыки — это век расцвета оперного искусства. Великие итальянцы Джоаккино Россини (1792—1868), Джузеппе Верди (1813—1901), Джакомо Пуччини (1858—1924) подняли итальянскую оперу на недосягаемую высоту. Нельзя не назвать еще целый ряд знаменитых итальянских Беллини (1801—1835), Арриго Бойто (1842—1918), Руджеро Леонкавалло (1857—1919), Пьетро Мас-каньи (1863—1945), творчество которых освещено в разделе «Четыре века итальянской оперы». Около 60 лет концертировал в различных странах итальянский виолончелист и композитор Альфредо Пиатти (1822—1901). Он выступал в дуэтах с такими выдающимися мастерами, как Ф. Лист, И. Брамс, Г. Венявский и др. Пиатти является автором ряда музыкальных сочинений для виолончели, Антон Рубинштейн посвятил ему свой 1-й концерт для виолончели с оркестром.

Крупнейшей фигурой в музыкальной жизни Италии второй половины XIX — начала XX века является пианист, композитор, дирижер, педагог и музыковед Ферруччо Бузони (1866—1924). Бузони по праву считается одним из крупнейших пианистов своего времени, тонким интерпретатором музыки И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Листа. В композиторском наследии Бузони четыре оперы (в том числе опера «Турандот» по К. Гоцци, 1917), сюиты и пьесы для оркестра, концерты для фортепиано с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли. Сочинения зрелого периода отличает смелое новаторство в области гармонии. В работах по теории музыки Бузони призывал обратиться к «опыту предшествующих эпох», сформулировал принципы неоклассицизма. Он преподавал во многих странах Европы, в том числе в России (профессор Московской консерватории в 1890—1891). С 1949 года в Больцано ежегодно проводится Международный конкурс пианистов имени Бузони.

Итальянский пианист, композитор и педагог Бруно Муджеллини (1871—1912) известен как редактор клавирных сочинений И. С. Баха, В. А. Моцарта, М. Клементи, К. Черни, автор трудов по технике фортепьянной игры. Яркий представитель итальянского музыкального импрессионизма, композитор Отторино Респиги (1879—1936) прославился своими симфоническими поэмами «Фонтаны Рима» (1916) и «Пинии Рима» (1924).

Композитор и музыковед Франческо Балилла Прателла (1880—1955) — представитель итальянского музыкального футуризма. Среди его сочинений 5 симфонических поэм (1903—1904), «Футуристическая музыка» для оркестра (1912), теоретический труд «Эволюция музыки» (1917—1919).

Композитор Раффаэле Казимири (1880— 1943) известен прежде всего как активный деятель движения за возрождение старинной музыки. Он издал антологию произведений композиторов-полифонистов XVI века, полное собрание сочинений Палестрины. Преподавал в духовных музыкальных учреждениях Рима.

Развитие симфонической музыки, расширение и усложнение состава оркестра, стремление к большей выразительности и красочности игры потребовали освобождения дирижера от участия в общем ансамбле, сосредоточили его внимания только на управлении коллективом музыкантов. Постепенно складывается современный профессиональный тип дирижера-исполнителя, не являющегося одновременно композитором или исполнителем.

Италия дала миру целый ряд выдающихся дирижеров. Назовем лишь несколько имен. Это — Артуро Тосканини (1867—1957), Туллио Серафин (1878— 1968), Джино Маринуцци (1882—1945), Альфредо Казелла (1883—1947), Виктор Де Сабата (1892—1967), Вилли Ферреро (1906—1954), Фернандо Превитали (1907—1985). Многие из этих дирижеров известны также как авторы опер, балетов, инструментальной музыки, работ по истории и теории музыки.

Так, Альфредо Казелла прославился не только как дирижер, но и как композитор и пианист. С 1952 года в Неаполе проводится Международный конкурс пианистов имени Казеллы. Дирижер и композитор Ренато Фазано (1902—1979) создал в 1952 году камерный ансамбль «Виртуозы Рима», с которым на протяжении многих лет гастролировал по странам мира.

Хорошо известны имена итальянских композиторов и пианистов украинского происхождения Романа Влада (р. 1919) и Игоря Маркевича (1912—1983).

К музыкальному авангардизму относится творчество итальянских композиторов Луиджи Даллапиккола (1904— 1975), Бруно Мадерна (1920—1973), Луиджи Ноно (1924—1990), Лучано Берио (1925—2003).

Отметим творчество всемирно известных итальянских музыкантов, «живых классиков» XX века. Это американский композитор итальянского происхождения Джан Карло Менотти (р. 1911), дирижер Карло Мария Джулини (р. 1914), композитор, пианист, виолончелист и музыкальный критик Риккардо Мальпьеро (р. 1914), композитор, пианист и дирижер Франко Маннино (р. 1924).

Среди выдающихся итальянских исполнителей XX века назовем имена пианистов Карло Цекки (1903—1984), Артуро Бенедетти Микеланджели (1920—1995), Альдо Чикколини (р. 1925), Бруно Канино (р. 1935) и Маурицио Поллини (р. 1942), скрипачки Джоконды Де Вито (1907— 1994), скрипачей Уто Уги (р. 1944), Сальваторе Аккардо (р. 1941), виолончелиста Энрико Майнарди (1897—1976).

Одним из ведущих итальянских композиторов XX века является Гоффредо Петрасси (1904—2003) — автор опер, балетов, симфонической и камерно-инструментальной музыки, романсов, музыки к кинофильмам.

Здесь уместно сделать небольшое отступление. Целый ряд выдающихся фильмов XX века невозможно представить без замечательной музыки, ставшей «визитной карточкой» этих лент. Разумеется, тут мы вновь встречаем итальянские имена. Так, итальянский композитор Нино Рота (1911—1979) написал несколько опер, балетов, ораторий, 4 симфонии, фортепьянные пьесы. Однако известен он, в первую очередь, благодаря своей проникновенной музыке к кинофильмам таких выдающихся режиссеров современности, как Ф. Феллини («Ночи Каби-рии», «Сладкая жизнь», «Амаркорд»), Л. Висконти («Рокко и его братья», «Леопард»), Ф. Дзеффирелли («Ромео и Джульетта»), Ф. Ф. Копполы («Крестный отец», «Крестный отец-2», «Крестный отец-3»).

Не менее известно имя итальянского композитора Эннио Морриконе (р. 1928). Он автор музыки более чем к 400 кинофильмам, в том числе «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе», «Однажды в Америке», «Миссия», «Неприкасаемые», «Птицы большие и малые», «Багси», «Аллонзанфан», «Профессионал», «Волк» и другие. В 1995 году Эннио Морриконе был награжден «Золотым львом» Венецианского фестиваля за выдающиеся творческие достижения.

В 1980 году в США переехал итальянский композитор Джорджо Мородер (р. 1940), которого по праву считают одним из «отцов» музыки диско. Среди его многочисленных наград есть и три премии «Оскар» за музыку к кинофильмам.

Нельзя не сказать несколько слов об итальянской эстрадной музыке. Она отличается мелодичностью, ярко выраженным национальным колоритом и вот уже несколько десятилетий пользуется заслуженной популярностью во всем мире. Любители итальянской эстрады старшего поколения хорошо знают имена таких исполнителей, как Доменико Модуньо (р. 1928), Адриано Челентано (р. 1938), Тото Кутуньо (р. 1944), Мина (Анна Мария Маццини) (р. 1940), Джанни Моранди (р. 1944), Робертино Лоретта (р. 1947), Эрос Рамаццотти (р. 1963), Рафаэлла Карра (р. 1943), Рита Павоне (р. 1945), Мариэлла Нава (р. 1960). К слову, знаменитый французский шансонье Ив Монтан (Иво Ливи) (1921 — 1991) и не менее знаменитая французская эстрадная певица Далида (Иоланда Джильотти) (1933—1987) — по происхождению итальянцы.

Высочайшая музыкальная культура Италии востребована и в XXI веке. Продолжают активно работать выдающиеся дирижеры современности Клаудио Аббадо (р. 1933) и Риккардо Мути (р. 1941). Завоевало свои позиции и новое поколение итальянских дирижеров: Джанлуиджи Джелметти, Олег Каэтани, Леоне Маджера, Джанандреа Нозеда, Паоло Олми, Антонио Паппано, Риккардо Чаилли. По всему миру гастролируют симфонические оркестры Италии и отдельные исполнители. Высоко котируется высшее музыкальное образование, полученное в итальянских консерваториях: «Санта-Чечилия» в Риме, имени Дж. Б. Мартини в Болонье, имени Б. Марчелло в Венеции, имени Дж. Верди в Милане, имени Л. Керубини во Флоренции.

В стране работает целый ряд известных музыковедов, публикуются труды по теории и истории музыки, выходят специальные музыкальные журналы, в том числе «Итальянский музыкальный журнал» и «Музыкальное обозрение».

В Италии проводятся многочисленные музыкальные фестивали и конкурсы классической, оперной и эстрадной музыки, в том числе «Флорентийский музыкальный май» во Флоренции (Тоскана), «Арена ди Верона» (Венето), «Равенна Фестиваль» в Равенне (Эмилия-Романья), «Фестиваль двух миров» в Сполето (Умбрия), «Равелло мьюзик фестиваль» в Равелло (Кампания), «Фестиваль делла Валле-д'Итриа» в Мартина-Франка (Апулия), «Международный фестиваль современной музыки» в Венеции, «Неделя новой музыки» в Палермо (Сицилия), «Фестиваль итальянской песни» в Сан-Ремо (Лигурия).

1  2  3