Все об Италии
Общие сведения История Наука, культура, образование, спорт Достопримечательности Полезные советы
 
Наука
Культура и искусство
Знаменитые итальянцы
Система образования
Спорт
Современное общество
 
Афоризмы великих итальянцев




 
Персоналии


 
Культура и искусство. Архитектура

1  2  3  4

В гармонии с чарующей красотой моря и Крымских гор известный архитектор Ипполито Монигетти создал в 1860-х годах величественный дворцовый комплекс (60 сооружений) для императорской летней резиденции в Ливадии.

Проекты гостинного двора в Феодосии и кафедрального собора в Симферополе разработал в начале XIX столетия выпускник Туринской академии искусств Луиджи Руска.

Вернемся, однако, в Италию. В архитектуре первой половины XIX века господствует классицизм, яркими представителями которого являются архитекторы Карло Амати (1776—1852) и Пьетро Бьян-ки (1787—1849). Многие итальянские города (Милан, Турин, Рим, Флоренция) начали реконструироваться в классицистическом духе.

После объединения страны (1870) начался бурный рост промышленного производства, что, в свою очередь, привело к дальнейшему развитию градостроительства. Особенно активно ведется строительство в промышленных и портовых городах (Милан, Турин, Генуя, Неаполь), продолжились градостроительные работы в Риме. В архитектуре этого периода используется смешение форм различных художественных стилей. Отметим имена таких значительных итальянских архитекторов, как Джузеппе Менгони (1829—1877), Джузеппе Саккони (1854—1905), Гульельмо Кальдерини (1837—1916).

Этот эклектичный стиль к началу XX века постепенно модифицировался в стиль модерн, который в Италии получил название «либерти». Представителями этого направления в итальянской архитектуре являются архитекторы Эрнесто Базиле (1857—1932), Раймондо д'Арон-ко (1857—1932) и Джузеппе Соммаруга (1867—1917), работы которых характеризуются причудливостью композиции и вычурностью декора.

Среди итальянских архитекторов прошлого века выделяется целый ряд блестящих имен.

В первую очередь назовем имя Антонио Сант-Элиа (1888—1916), погибшего молодым на фронте в Первую мировую войну. Пафос отрицания старого и апология техники сблизили Сант-Элиа с модным тогда футуризмом. Его утопические проекты «города будущего» (1914) повлияли на развитие архитектуры XX века.

В годы правления Муссолини (1922— 1943) в архитектуре Италии сложился неоклассицизм, ярким представителем которого стал известный архитектор Марчелло Пьячентини (1881 —1960). В своем творчестве он схематизировал внешние формы классической архитектуры, упрощал традиционный архитектурный декор (Университетский городок в Риме, 1930—1935; застройка Пьяцца делла Виттория в Брешии).

Архитектор Джованни Микелуччи (1891—1990) органично соединял смелые по конструкции, скульптурно-выразительные по форме сооружения с исторической застройкой старых итальянских городов (центральный вокзал во Флоренции, 1930—1934).

Итальянский дизайнер и архитектор Джо (Джованни) Понти (1891—1979) в своем творчестве отстаивал идею «суперискусства», объединяющего все виды деятельности в создании искусственной среды. Его работы отличаются лаконизмом, экономичностью. Джо Понти — один из соавторов первого итальянского небоскреба — знаменитого здания «Пирелли» в Милане (1955—1960).

Самый известный итальянский архитектор этого поколения — это, пожалуй, Пьер Луиджи Нерви (1891 —1979), зодчий, инженер и теоретик искусства, один из лидеров авангардной архитектуры середины XX века, виртуоз железобетонных конструкций. Известен его афоризм: «Бетон — наилучший из материалов, изобретенных человечеством». Одной из первых его крупных работ явился стадион имени Дж. Берта во Флоренции (1930—1932), где архитектор показал себя как строгий функционалист, а с другой стороны — как настоящий поэт масштабных, рационально организованных пространств. С 1935 года Нерви исполнял заказы военно-морского министерства, проектируя ангары для разных районов Италии. К концу войны все они были разрушены, однако именно в этом русле окончательно определился главный творческий дар Нерви — умение перекрывать огромные пролеты сводами из сборных бетонных элементов (никогда еще не применявшихся с таким размахом), придавая итоговой композиции безупречное монументальное изящество. Он изобрел для этого особо прочный армоцемент (ferrocemento), с раствором, укрепленным стальными сетками. Предложит даже использовать его для сооружения плавучих авиабаз; в итоге (уже после войны) были построены два уникальных гражданских судна, моторное и парусное, с армоцементными корпусами.

Будучи профессором архитектурного факультета Римского университета (с 1946), Нерви пропагандировал «стиль следования законам физики» как путь «правдивой архитектуры», отвергающей поверхностно-декоративные исторические стилизации. Всемирную известность получили спроектированные им Дворец выставок в Турине (1948—1950) и Олимпийский комплекс в Риме (1957— 1959) — с доминирующими здесь визуально-легкими, как бы невесомыми, сборно-цементными покрытиями. Нерви — соавтор здания ЮНЕСКО в Париже (1953—1957) и первого итальянского небоскреба, здания «Пирелли» в Милане (1955—1960); в последнем были применены конструктивные звенья с беспрецедентным для построек такого типа 25-метровым пролетом. Продолжил «высотные эксперименты», сочетающие надежность с головокружительным размахом при сооружении, также с соавторами финансового центра в Монреале (1959—1961) и небоскреба на площади Австралии в Сиднее (1962— 1969). Постройки, возведенные по его проектам во многих городах Италии, а также в США, Франции и ряде других стран, стали подлинными монументами современной инженерии, достигшей статуса высокого искусства, близкого по духу к «интернациональному стилю».

В лаконичной, рационалистической манере работали такие известные итальянские архитекторы XX века, как Адаль-берто Либера (1903—1963), Джузеппе Терраньи (1904—1943) и Франко Альби-ни (1905—1977). Архитектор и теоретик искусства Витторио Греготти (р. 1927) в книге «Территория архитектуры» (1966) сформулировал идеи итальянского неорационализма.

Недавно скончавшийся видный архитектор Лудовико Барбиано (1909—2004) снискал мировую известность своими оригинальными архитектурными решениями. По его проектам были построены небоскреб «Башня Веласкеса», ломбардский офис Чейз Манхэттен Бэнк, музей замка Форцеско в Милане и филиал концерна Оливетти в Барселоне, считающиеся классикой современной архитектуры.

Из «живых классиков» итальянской архитектуры минувшего века отметим таких всемирно известных архитекторов, как Альдо Росси и Ренцо Пиано.

Альдо Росси (р. 1931) по праву считается лидером архитектуры неорационализма. Он получил известность не только как архитектор, но и как теоретик архитектуры, педагог и историк искусства. Среди его работ можно выделить жилой комплекс Галлартезе (Милан, 1970), Театро дель Мондо (Венеция, 1979), отель «Палаццо» (Токио, 1987—1989), торговый центр «Торри» (Парма, 1989). Росси — автор фундаментального труда «Архитектура города» (1966), ставшего манифестом современного урбанизма.

Итальянский архитектор Ренцо Пиано (р. 1937) — один из основоположников стиля хай-тек. Мировую славу принес ему созданный им (вместе с Р. Роджерсом) парижский Центр Помпиду (1971— 1977), новый музей и исследовательский центр современного искусства. Среди других его проектов наиболее известны: музей коллекции Мениль в Хьюстоне (1981—1986), терминал международного аэропорта Кансай в Осаке (1988— 1994), Национальный центр науки и технологии в Роттердаме (1992—1997), Культурный центр в Новой Каледонии (1991—1998), музей коллекции Бейелер в Базеле (1992—1997), Музыкальный парк в Риме (1994—2002) и другие.

В последние годы в Италии вновь обострились споры о том, можно ли и нужно ли реконструировать многочисленные архитектурные памятники, которыми так богата страна. Оставлять археологические памятники, даже разрушенные временем, в том состоянии, в котором они сейчас находятся, или восстанавливать их первоначальный облик? В частности, рассматривается амбициозный проект итальянского архитектора Карло Аймонино (р. 1946), предусматривающий восстановление римского Колизея. Кто знает, может быть, через несколько лет туристы смогут любоваться Колизеем в том виде, в котором он предстал перед гражданами Древнего Рима почти 2000 лет назад?

1  2  3  4