1 2 3 4 5
В XVI веке получила дальнейшее развитие юридическая наука. Итальянские юристы уже не только комментируют римское право, но и создают
новые правовые положения, которые были востребованы обществом. Так, Альберико Джентили (1552-1608) был одним из основоположников современной
науки международного права. Его основные работы: «О посольском праве» (1585) и «О праве войны» (1598).
Развиваются также экономические науки. Так, итальянский банкир Гаспаро Скаруффи (ок. 1515—1584) в 1582 г. опубликовал монографию по теории денег.
Обращаясь к проблемам чеканки монет, Скаруффи предложил ввести биметаллизм с выпуском международной денежной единицы европейскими властями.
Тогда это предложение не было реализовано. Сегодня мы можем по праву считать Скаруффи «дедушкой» новой европейской денежной единицы — евро.
Упомянем здесь же имя итальянского экономиста Антонио Серра, одного из первых теоретиков меркантилизма. Основное произведение — «Краткий трактат о
причинах, которые могут привести к изобилию золота и серебра в странах, не имеющих рудников, применительно к Неаполитанскому королевству» (1613).
XVI век — это время глубочайшего кризиса католической церкви. 31 октября 1517 года немецкий богослов Мартин Лютер (1483—1546) провозгласил
с кафедры Виттенбергского университета свои знаменитые 95 тезисов. С подобными идеями реформы церкви также выступили Ульрих Цвингли (1484—1531)
в Швейцарии и Жан Кальвин (1509—1564) во Франции. Началась Реформация. Италия продолжала оставаться оплотом католицизма,
хотя и сюда стали проникать идеи протестантизма.
Так, итальянский богослов Лелио Соц-цини (1525—1562) стал известен своими антитринитарными (то есть отвергавшими догмат о Троице) воззрениями.
Он вынужден был эмигрировать в Швейцарию. Его племянник Фаусто Соццини (1539—1604) возглавил антитринитарное движение сначала в Швейцарии
(с 1574), а затем (с 1579) в Польше, где соццинианство получило особенное распространение.
Естественной реакцией на все эти события стала Контрреформация — церковно-политическое движение в Европе, направленное против Реформации.
Крупным деятелем Контрреформации в Италии стал Карло Борромео (1538-1584), видный теолог, кардинал, архиепископ Миланский, участник
Тридентского собора (1545-1563) и один из составителей Тридентского катехизиса. Еще более значительна фигура теолога Роберто Франческо Беллармино
(1542— 1621), канонизированного католической церковью. Богословские труды Беллармино с точки зрения католической церкви как бы подвели
черту в религиозных спорах этой эпохи. Отметим такие известные работы Беллармино, как «Рассуждение о спорных вопросах
христианской веры против еретиков нашего времени» (1581—1593) и «Умственное восхождение души к Богу» (1615).
Эпоха свободомыслия закончилась. Жертвами религиозной нетерпимости стали многие европейские ученые, писатели, философы.
В том числе итальянцы Джордано Бруно, Джулио Ванини, Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей.
Всему миру известно имя великого итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548—1600). В философии Бруно, направленной против схоластического
аристотелизма, идеи неоплатонизма о едином начале и мировой душе переплетаются с представлениями ранней греческой натурфилософии.
Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно отстаивал концепцию о
бесконечности природы и о бесконечном множестве и одушевленности миров во Вселенной. Основные сочинения Джордано Бруно: «О причине, начале и едином»,
«О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Его перу также принадлежит антиклерикальная сатирическая поэма «Ноев ковчег»,
комедия «Подсвечник», ряд философских сонетов.
Преследуемый католической церковью за свои взгляды, Бруно вынужден был покинуть Италию. Он жил и работал во Франции, Англии, Германии.
По возвращении в Италию (1592) мыслитель был обвинен в ереси и свободомыслии. После восьмилетнего заключения в тюрьме Джордано Бруно
был сожжен на костре 17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме.
Не менее известно имя выдающегося итальянского философа, поэта и политического деятеля Томмазо Кампанелла (1568—1639). В 1591 году он
выступил с книгой «Философия, доказанная ощущениями» в защиту натурфилософии Телезио против схоластического аристотелизма. Неоднократно
подвергался церковному суду по обвинению в ереси. В 1598—1599 годах Кампанелла возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества,
был схвачен, около 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в том числе знаменитую утопию
«Город солнца» (1602). Произведение написано в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся
отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и
просвещения. В своей философии Кампанелла пытался дать научное доказательство христианства исходя из чувственного восприятия и познания разумом
самого себя. Вселенная, согласно Кампанелле, есть смесь бытия с небытием, изменение порождается противоположными принципами любви и ненависти.
Все вещи обладают душой и чувствами — каждая на своем уровне, все стремится к самосохранению, однако разумные существа могут достичь этого,
только соединившись с Богом. Кампанелла был освобожден в 1626-м, но уже в 1634 году вынужден был бежать в Париж под покровительство Людовика XIII
и кардинала Ришелье. Умер Кампанелла в Париже 21 мая 1639 года.
Короткую, но яркую жизнь прожил итальянский философ-пантеист Джулио ЧезареВанини (1585—1619), священник, обвиненный в ереси и атеизме и
сожженный инквизицией. Родился Ванини в Неаполе, а философское образование получил в Сорбонне. Испытал большое влияние идей Дж. Бруно.
В Париже он написал две прославивших его книги —
«Амфитеатр» и «Диалоги», в которых критиковал основы христианской веры с позиций пантеизма и даже атеизма. Церковью было вынесено решение
о сожжении книг, а сам Ванини в 1617 году бежал в Тулузу, где скрывался под псевдонимом Лючилио. Однако вскоре он был предан и осенью
1618 года арестован. Суд Тулузы приговорил ученого к смертной казни, и Ванини был сожжен на костре.
Во второй половине XVII—первой половине XVIII века Италия, еще недавно светоч культуры Возрождения и образец, которому стремились подражать
все европейские государства, превратилась в «задворки Европы». В отличие от Англии, Франции, Испании, здесь не сформировалось единое национальное
государство. Италия оставалась экономически разобщенной, политически раздробленной. Весь юг Италии, включая острова Сицилия и Сардиния,
а также целый ряд областей на севере страны находились под властью Испании. Расширила свои владения также Папская область с центром в Риме.
Опустошительные войны, в которые, вопреки своим национальным интересам, была втянута Италия, привели к разорению страны, обнищанию народа.
Все это не могло не наложить свой отпечаток на итальянскую культуру и науку.
Крупнейшим итальянским философом этой эпохи был Джамбаттиста Вико (1668—1744). Он первым выдвинул идею объективного характера исторического
процесса. В своем главном сочинении «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) Вико выдвинул теорию исторического круговорота —
развития всех наций по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (отсутствие государства, подчинение жрецам), героической
(аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия).
В это же время работал юрист и историк Пьетро Джанноне (1676—1748). Основной его труд — «Гражданская история Неаполитанского королевства» (т. 1—4, 1703—1723),
в котором Джанноне разоблачил узурпацию гражданских прав церковью, ее негативную роль в политической жизни Италии. За эту книгу он был отлучен
от церкви, а в 1736 году брошен в тюрьму, где находился до самой смерти.
Значительных успехов в XVIII веке достигло изучение древностей. К 1719 году относятся первые находки в Геркулануме, в 1755 году была
организована специальная Геркуланская академия, издавшая 8 томов своих трудов (Неаполь, 1757— 1792), в 1748-м произведены первые раскопки в Помпеях
(систематические раскопки начались лишь во 2-й половине XIX века). Историк и архивист Лудовико Антонио Муратори (1672—1750) был назван современниками
«отцом итальянской истории» за его фундаментальный труд «Историки Италии» (т. 1—28, 1723—1751). Фактически это многотомный сборник,
включающий более 2 тысяч источников (местных хроник, архивных документов и т. п.) по истории Италии за период с 500 по 1500 год. Ученый издал также целый
ряд других важных собраний аннотированных документов и надписей, был автором поэтических, теологических и юридических трудов по средневековой истории Италии.
Крупнейшие представители естествознания этой эпохи — Ладзаро Спалланцани (1729—1799), Луиджи Гальвани (1737—1798),
Алессандро Вольта (1745—1827) своими работами содействовали развитию материалистических взглядов.
Во второй половине XVIII века в Италии получили широкое распространение философские взгляды англичанина Дж. Локка и французских материалистов,
оказавшие влияние на крупнейшего итальянского просветителя, юриста и публициста, теоретика права Чезаре Беккариа (1738—1794),
автора произведения «О преступлениях и наказаниях» (1764). Идеи Беккариа о необходимости соразмерности наказания и преступления и другие
сыграли важную роль в формировании демократических принципов уголовного права. Его соотечественник и современник Пьетро Верри (1728—1797),
просветитель и экономист, содействовал антифеодальным реформам в Ломбардии. Главный труд ученого — «Размышления о политической экономии».
Трагична судьба итальянского философа, юриста, литератора и политического деятеля Франческо Марио Пагано (1748—1799). Он написал несколько трагедий,
лирическую драму «Коррадино» (1789), комедию «Эмилия» (1792). Основной труд Пагано — философский трактат «Очерки о правителях, прогрессе и упадке общества»
(1783—1792), в котором проявились его республиканские пристрастия. В отличие от большинства мыслителей ему удалось реализовать свои идеалы на практике.
В январе 1799 года в Неаполе была провозглашена Партенопейская республика. Пагано стал членом ее временного правительства и президентом законодательного
комитета. Однако через полгода республика пала, а Пагано был казнен. Казнен был также еще один деятель Партенопейской республики,
член законодательной комиссии, просветитель Винченцо Руссо (1770—1799).
1 2 3 4 5
|